JP CashCraze - шаблон joomla Продвижение
Исх.№ 0412-и от 19.11.2010 г.

Министерство финансов Республики Казахстан

Министерство индустрии
и новых технологий Республики Казахстан

Министерство
связи и информации
Республики Казахстан

Министерство юстиции
Республики Казахстан

Агентство
Республики Казахстан
по защите конкуренции

Во исполнение п.п.3.2, п. 2 Протокола совещания в Министерстве связи и информации с участием Премьер-Министра Республики Казахстан по вопросам развития IT-отрасли от 29 октября 2010 года № 17-42/, направляем предложения Казахстанской Ассоциации IT-компаний по обеспечению роста доли казахстанского содержания в IT-проектах государственных органов, а также совершенствованию процедур государственных закупок и нормативных правовых актов определяющих роль государственных IT-компаний в развитии IT-отрасли.
1. Казахстанское содержание в IT-проектах.
Расчет казахстанского содержания в IT-проектах имеет специфические стороны, т.к. последние зачастую сложно организованы и объединяют поставку лицензионного программного обеспечения мировых вендоров, оборудование, услуги по разработке и внедрению ПО, интеграции систем, когда тяжело однозначно определить участников производственной цепочки.
Предлагается:
1. При оценке казахстанского содержания в IT-проектах использовать только агрегированный показатель, включающий в себя и товары, и лицензии и услуги, в целях отражения реального казахстанского смешанных проектах содержания в IT-проектах (на сегодняшний день зачастую в показывается доля казахстанского содержания в услугах как показатель всего проекта).
2. Установить обязательное включение Заказчиком в конкурсную документацию требований по обеспечению уровня казахстанского содержания в целом в IT-проектах – не менее 30%, в IT-услугах – не менее 80%.
3. Установить обязательное включение разработчиком ТЭО уровня казахстанского содержания. В связи с этим необходимо пункт 18 «Финансовый раздел» Требований по разработке и экспертизе технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта, утвержденных приказом и.о. министра экономики и бюджетного планирования РК от 2 марта 2009 года №30, дополнить абзацем:
«расчет минимальной доли казахстанского содержания в целом по проекту и в разрезе составляющих компонентов проекта».
2. Обеспечение приоритетности качественных характеристик над ценовыми при определении условной цены конкурсной заявки.
Существующие Правила осуществления государственных закупок не учитывают различий между закупом оборудования, приобретением услуг и работ по разработке проектов. Существующая методика расчета условной цены конкурсной заявки на первое место ставит минимизацию цены, качество же не имеет никакого значения. Между тем, для проектов по разработке программного обеспечения и смежных проектов зачастую именно полнота решения, удобство интерфейса и функциональность определяют успех внедрения и эксплуатации проекта, а снижение цены на конкурсном этапе, как показывает практика, ведет к удорожанию проекта в дальнейшем. При проектировании выявляются необходимость в дополнительных незапланированных модулях, внедрение «сырых» проектов существенно удорожается, потери пользователей от эксплуатации программ с неудобным интерфейсом и непродуманной функциональностью увеличиваются в разы.
Предлагается изменить формулу расчета условной цены для проектных и конструкторских работ в Правилах о государственных закупках на рекомендованную для аналогичных целей Всемирным банком:
, где
P low - самая низкая цена, указанная в предложениях;
P - оцененная стоимость для отдельного предложения;
T - общий технический Балл, присужденный определенному предложению,
определяется технической экспертизой при рассмотрении заявок;
T high - общий технический балл, полученный предложением, оцененным как предложение с самой высокой ценой;
X - коэффициент соотношения цены и качества - указывается в технической спецификации.
Предлагается:
пересмотреть редакцию пунктов №96-№102 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301. Ввести вышеуказанную формулу по расчету условной цены предложения и предоставить тем самым заказчику самому определять уровень влияния цены и дополнительных функциональных и качественных характеристик закупаемого товара или услуги в зависимости от того, что важно при данной закупке.
3. При рассмотрении конкурсных заявок потенциальных поставщиков IT продуктов и IT-услуг учитывать гарантии Ассоциации IT-компаний Казахстана.
Для обеспечения страхования реализации IT-проектов целесообразно ввести в практику приоритетность при определении Поставщиков-победителей конкурса по государственным закупкам по Гарантиям, предоставленным участникам конкурса Ассоциацией IT-компаний Казахстана, которая, в свою очередь, возьмет на себя обязательства по созданию страхового фонда, из средств которого будут использоваться денежные средства на доработку проектов, если указанный Поставщик не сможет исполнить проект.
Предлагается:
Подпункт 2) пункта 51 Правил осуществления государственных закупок пп.2) дополнить абзацами следующего содержания:
«Потенциальные поставщики товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий при участии в закупках обязаны предоставить оригинал заключения соответствующей формы от Ассоциации IT-компаний Казахстана о планируемой доле казахстанского содержания.»
Внести изменения в Закон «О государственных закупках» и Правила осуществления государственных закупок в части определения критерия наличия у потенциального поставщика в сфере информационных технологий гарантийного письма от Ассоциации IT-компаний, решающим при выборе поставщика для заключения договора. То есть при подаче заявок на участие в конкурсе несколькими поставщиками наличия у одного из них гарантийного письма от Ассоциации IT-компаний, заказчик заключает договор о закупках с таким участником.
4. Пересмотр условий включения компаний в Реестр недобросовестных поставщиков.
Типовой договор не подразумевает обязательной ответственности Заказчика за неисполнение обязательств по договору. Он может срывать график финансирования, задерживать на неопределенный срок рассмотрение документов, принятие проектных решений и проведение приемо-сдаточных испытаний. Эти действия Заказчика приводят к удорожанию, а зачастую срыву проекта, что трактуется как неисполнение своих обязательств Поставщиком, ответственность которого предусмотрена в полном объеме.
Предлагается:
1. Абзац последний пункта 5 статьи 11 Закона РК «О государственных закупках» изложить в следующей редакции:
«Заказчик в случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 5) настоящего пункта, имеет право не позднее двадцати рабочих дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, направить в уполномоченный орган сведения о таком потенциальном поставщике и обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок. При этом Заказчик в течение указанного в настоящем абзаце срока обязан провести процедуру досудебного урегулирования спора.»
2. Абзац первый пункта 11 статьи 31 Закона «О государственных закупках» изложить в следующей редакции:
«Проект договора о государственных закупках должен быть подписан потенциальным поставщиком, предложившим наименьшее ценовое предложение либо определенным победителем в соответствии с частью второй пункта 4 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня получения потенциальным поставщиком подписанного проекта договора о государственных закупках.»
3. Правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 1149, дополнить п.23-1) следующего содержания:
«23-1) Неисполнением или ненадлежащим исполнением Договора признается:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение длящееся более 10 календарных дней;
2) неисполнение и/или ненадлежащее исполнение по договорам поставки товаров не превышающее 10% от общего объема поставки товаров и не влияющее на работоспособность и/или возможность использования поставленного объема товаров.»

5. Введение симметричной ответственности Заказчиков и Поставщиков в государственных заказах.
Действующие Правила осуществления государственных закупках не предусматривают симметричной ответственности заказчиков и поставщиков в типовых договорах о государственных закупках. Изменчивость требований на проекте – нормальная практика, как мы говорили выше. Однако эта практика должна сопровождаться правильным документированием проектов, когда весь процесс принятия решений на проекте абсолютно прозрачен и не оставляет сомнений в добросовестности исполнителей и Заказчика.
Предлагается:
Статью 37 Закона РК «О государственных закупках» дополнить пунктами 9-2) и 9-3) следующего содержания:
«9-2) Договор о государственных закупках работ, услуг в сфере информационных технологий должен содержать Регламент управления проектом, оформленный в виде приложения к договору;
9-3) Договор о государственных закупках товаров, работ, услуг должен содержать:
1) условия о возможности одностороннего отказа потенциального поставщика от исполнения договора в случае нарушения заказчиком обязательств по оплате и/или приостановки поставки товаров или выполнения работ, услуг на срок задержки заказчиком обязательств по оплате;
2) штрафные санкции за неисполнение/ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по оплате.»
6. О разграничении типовых договоров на поставку товаров и оказание услуг.
Действующими Правилами предусматривается единый типовой договор как на поставку товаров, так и на оказание услуг. Между тем, специфика закупок различная и при различных трактовках со стороны заказчика приводит к противоречиям.
Предлагается:
В Правилах осуществления государственных закупок выделить отдельные приложения с проектами типовых договоров:
- на поставку товаров;
- на оказание услуг.

7. Исключение уголовного преследования за неисполнение обязательств по договорам на разработку и внедрение IT-проектов.
В последнее время участились случаи уголовного преследования участников IT-проектов со стороны правоохранительных органов, как Заказчиков, так и Поставщиков по формальным основаниям. Чаще всего, это несоответствие конечных потребительских характеристик заданным, увеличение сроков разработки и пр. При этом никак не учитывается, что большинство IT-проектов являются по сути инновационными, когда риски на проекте объективно высокие, когда в каждом проекте велика составляющая новизны и очень невелика повторяемость решений. Преследование за изменение состава работ и пересмотр функциональности наносит огромный вред развитию информатизации как таковой.
В результате должностные лица государственных органов боятся IT-проектов, неоправданно завышают требования, тянут с заключением договоров и, нередко, допускают сознательно неосвоение средств и их возврат в бюджет.
Сложившаяся практика существенно увеличивает коррупционную опасность IT за счет того, что:
- отсутствие четких установок дают возможность недобросовестным работникам правоохранительных органов трактовать как угодно ситуацию на проекте и оказывать давление на его участников с целью получения личной выгоды;
- заказчик получает средство незаконного давления на Поставщиков, когда оказываясь несостоятельным на проекте пытается переложить ответственность на Поставщика угрожая уголовным преследованием;
- добросовестные ответственные Поставщики ограничивают свое участие в рисковых проектах, зато эти проекты привлекают шарлатанов, которые свою роль видят не в грамотной реализации проекта, а в способности «решить проблемы» с правоохранительными органами, заказчиком за счет вступления с ними в коррупционные отношения.
Считаем, что выбрав путь на инновационное развитие страны, необходимо создать благоприятные условия для такого развития.
Предлагается:
1. Установить, что пересмотр параметров договора в ходе его исполнения в зависимости от уровня риска проекта, присвоенного ему экспертизой – нормальная практика, не вызывающая уголовного или другого преследования.
2. Получить разъяснения Верховного Суда и Прокуратуры о квалификации правонарушений, связанных с неисполнением обязательств по договорам закупок товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий, как правонарушений гражданско-административного, а не уголовного характера.
8. Исключение деятельности государственных IT-компаний в некоторых сегментах IT-рынка.
Принимая во внимание конкурентоспособность IT-рынка, отсутствие необходимости создания новых государственных предприятий в сфере информационных технологий и сложившуюся ситуацию на ИТ-рынке, предлагается исключить в государственных компаниях (ГП, АО и ТОО со 100%-ным участием государства) следующие виды деятельности:
- Разработка программного обеспечения
- Техническая поддержка СВТ
- Внедрение, развитие и модернизация информационных систем
- Поставка оборудования и лицензионного ПО.
Предлагается:
Для исключения в деятельности государственных предприятий, АО и ТОО со 100% участием государства в сфере информационных технологий видов деятельности, определенных выше, необходимо:
1. Внести изменения в Закон РК «Об информатизации» в части полномочий Национального оператора (пп 3), 4), 7), 9), 11) ст.9 Закона) и соответствующие изменения в постановление Правительства от 01.07.2010 года № 679;
2. Внести изменения в Закон РК «Об информатизации» в части полномочий уполномоченной организации в сфере информатизации (ЦТСАТ) (пп 9) ст.9-1 Закона).
3. Уполномоченным органам провести проверку соответствия видов деятельности, определенных учредительными документами государственных предприятий, АО и ТОО со 100% участием государства в сфере информационных технологий, требованиям законодательства РК «О конкуренции» и «О государственных предприятиях», с обязанностью приведения в соответствие учредительных документов требованиям законодательства и исключением из учредительных документов вышеуказанных видов деятельности.
4. В рамках поэтапной приватизации государственных предприятий, АО (ТОО) со 100%-ным государственным участием необходимо подготовить перечень государственных IT-компаний, функции которых могут быть переданы в конкурентный рынок, а также разработать поэтапный план и порядок приватизации или ликвидации государственных IT-компаний, АО и ТОО со 100% государственным участием.
5. Уполномоченным органам ограничить деятельность государственных IT-компаний следующими рекомендуемыми направлениями:
• Эксплуатация и администрирование стратегических государственных информационных систем, обладающих высокой степенью критичности, перечень которых утверждается Правительством;
• Разработка ТЭО, конкурсной документации, технических спецификаций для государственных органов;
• Управление IT-проектами государственных органов, участие в приемо-сдаточных испытаниях информационных систем госорганов;
• Сертификация IT-проектов на соответствие требованиям стандартов, безопасности, другим требованиям, в том числе коммерческая сертификация;
• Разработка нормативных актов, проектов законодательных актов, стандартов, государственных программ и концепций в области IT.
9. Внесение изменений в Структуру специфики экономической классификации расходов бюджета Республики Казахстан.
В целях четкого разграничения видов деятельности в сфере информационных технологий требуется внесение изменений в Структуру специфики экономической классификации расходов бюджета Республики Казахстан (Приложение 2 к приказу Министра финансов РК от 1 апреля 2010 года №141 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан»), а именно:
- дополнить определение специфики 149 «Прочие работы и услуги» следующими словами:
«Услуги по разработке, внедрению, развитию, модернизации, интеграции программных продуктов и информационных систем;
услуги по эксплуатации, по администрированию информационных систем и средств вычислительной техники;
услуги по технической поддержке средств вычислительной техники;
услуги по управлению проектами информационных систем;
консалтинговые услуги в сфере информационных технологий.»
Просим рассмотреть данные предложения и инициировать внесений изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты в целях формирования необходимой организационно-правовой среды для развития IT-отрасли страны.

Президент Ассоциации Н. Исин

Исп. Нам Н +7-7172-925-411

Прикрепленный файлРазмер
в МСИ_ МФ_МИНТ_МЮ_АЗК_19 нояб 2010_ по п.п.3.2 Протокола Совещания от 29 октября.doc 86.5 кб
0412-i_ 19.11.10_podpis.jpg 512.56 кб
0412-i_ 19.11.10_tit.jpg 791.38 кб

Назад