«Мировые ретейлеры сдают позиции, а в СНГ все наоборот»
Результаты сезона предрождественских продаж в США и Европе не оправдали ожиданий экспертов. Западные эксперты не смогли спрогнозировать рост объемов продаж. В то же время в Казахстане и других странах СНГ противоположная ситуация, в частности торговый оборот в 2007 году у стран СНГ увеличился на 16%.
По информации Национальной федерации ритейлеров (NRF) и департамента торговли США розничная торговля 2007 год стал самым неудачным за последние пять лет. В октябре NRF прогнозировала, что американские продажи в период праздников — как декабрьских, так и ноябрьских — вырастут на 4% по сравнению с 2006 годом и составят $474,5 млрд.
Однако в действительности все оказалось хуже: продажи выросли на 3% и составили $469,6 млрд. При этом в ноябре рост составил всего 1% по сравнению с октябрем, а в декабре продажи и вовсе упали на 0,4% по сравнению с ноябрем. От снижения потребительской активности пострадали производители как одежды, так и других товаров широкого потребления: по данным Международного совета торговых центров США, в декабре продажи международной сети одежды Gap упали на 6%, сети товаров широкого потребления J.C. Penny и Limited Brands — на 7,5 и 8% соответственно, а продажи Khol`s — на целых 11,4%. Последний раз ритейлеры пережили столь же неудачный сезон в 2002 году: тогда из-за терактов 11 сентября 2001 года рост розничных продаж составил всего 1,3%.
Впрочем, некоторым игрокам удалось добиться относительных успехов. В США переломить тенденцию удалось гиганту Wal-Mart: в декабре его продажи выросли на 2,7%, в то время как эксперты не ждали от него роста больше 2%. Компании Wal-Mart удалось этого добиться во многом за счет скидок: еще в середине октября руководство компании предусмотрительно объявило, что ежегодные скидки в этом году будут сделаны на 15 тыс. наименований товаров, или на 20% наименований больше, чем в прошлом году.
Главный экономист NRF Розалинда Уэллс объясняет падение темпов роста розничных продаж последствиями кредитного кризиса, а также ростом цен на энергоносители: «У потребителей сейчас наблюдаются серьезные финансовые затруднения: сокращаются объемы жилищного строительства, а цены на энергоносители растут... Поэтому покупатели стараются тратить средства в соответствии с доходами и подходят к покупкам более обдуманно».
Наблюдатели не исключают, что сложившаяся ситуация даже может заставить большинство ритейлеров всерьез задуматься о пересмотре стратегии поведения. Вероятнее всего, многие из них сократят количество открываемых каждый год магазинов и даже закроют некоторые из них. Сеть одежды Talbots, сеть по продаже товаров широкого потребления Macy`s и мебельная сеть Ethan Allen уже объявили о закрытии ряда нерентабельных магазинов. Тем самым они планируют сосредоточиться на более прибыльных точках.
Темпы продаж упали и в Западной Европе. Аналитики ожидали, что в ноябре продажи в Великобритании увеличатся на 4,4%, а в декабре как минимум на 0,2%. Однако их прогнозы не оправдались. По данным Национального статистического управления Великобритании (ONS) в декабре розничные продажи заметно упали, причем именно на столько, на сколько они выросли в ноябре,— на 0,4%, составив 33,9 млрд. фунтов стерлингов. Как отмечает ONS, больше всего продажи упали в неспециализированных магазинах (на 4,3%).
И это несмотря на то, что сразу после праздников ритейлеры делают большие скидки, иногда до 70%. Из всех британских ритейлеров Marks & Spencer пострадал больше всего. Впервые за последние два года его продажи упали на 2,2%. Общие продажи сети электроники DSG с 1 ноября 2007 года по 8 января 2008 года практически не изменились. Они упали лишь на 1%. Однако продажи в принадлежащих ей магазинах компьютеров снизились на 10%. Причины все те же — цены на сырье и недвижимость.
Экономист британской исследовательской компании Capital Economics Вики Редвуд предупреждает, что положение может ухудшиться. «Мы считаем, что лучше не станет. Цены на недвижимость и, соответственно, на активы падают, а цены на сырье, наоборот, растут», — отмечает она.
Потребитель мигрирует в интернет
В отличие от розничных сетей интернет-магазины, где цены традиционно ниже, чем в обычных магазинах, пережили настоящий бум. Крупнейший интернет-магазин в мире — американский Amazon.com отметил, что 2007 год оказался для него самым прибыльным. Самая высокая активность покупателей наблюдалась 10 декабря: в этот день они заказали 5,4 млн. товаров, или 62,5 единицы в секунду.
В Европе отмечается похожая тенденция.
По данным исследования, проведенного британской торговой организацией Interactive Media in Retail Group (IMRG) и французской консалтинговой компанией Capgemini, в 2007 году онлайн-продажи в Великобритании выросли на 54% и составили 46,6 млрд. фунтов стерлингов, или 15% всех потраченных британцами в праздничные дни средств. При этом в четвертом квартале они составили 15,2 млрд. фунтов стерлингов, а в само Рождество британцы сделали покупки в интернет-магазинах на 53 млн. «Зачем толкаться в толпе, чтобы купить телевизор? Ведь можно все сделать прямо из дома, причем по более конкурентной цене»,— резонно отмечает глава IMRG Джеймс Роупер.
По сравнению с декабрем 2006 года продажи электроники в интернет-магазинах выросли на 60%, одежды — на 28%, а алкогольных напитков — на 20%. Больше всего людей посетило онлайн-сети Amazon (9%) и Apple (6%). Эксперты полагают, что через пять лет британские ритейлеры уступят 15% своим сетевым конкурентам. В других европейских странах, например во Франции и в Германии, интернет-продажи тоже заметно выросли.
По данным американской аналитической компании comScore World Metrix с 3 по 9 декабря во Франции были зарегистрированы самые высокие онлайн-продажи по сравнению с сентябрем. Они увеличились на 45%. Во Франции лидером интернет-продаж оказалась группа PPR. Ее магазины посетило 11% французов, оттеснив на второе и третье места Apple (5%) и Amazon (4%) соответственно.
Что касается Германии, рост продаж наблюдался с 10-го по 16 декабря и составил 12%. «Людей очень волнует цена, а интернет позволяет найти лучшее предложение»,— считает аналитик лондонской исследовательской компании Planet Retail Грегори Ходж.
Кризис обошел СНГ
В Казахстане по официальным данным объем розничного торгового оборота составил 1,87 трлн. тг. Причем рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 10%, в частности в декабре 2007 рост составил 8%. Не повлиял кризис и на российский розничный сектор. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), оборот розничных продаж в январе-декабре прошлого года составил 10,76 трлн. руб., что на 15,2% превышает показатель аналогичного периода 2006 года. На Украине рост составил 28,8% при розничном товарообороте 318,72 млрд. гривен (~ $65,55 млн.). А в среднем по странам СНГ рост торгового оборота составил 16% — отмечается в информации Статкомитет СНГ.
Казахстанские ритейлеры опрошенные «Къ» не отметили особого снижения в розничных продажах. По информации PR-менеджера ТОО «Евросеть Казахстан» Олеси Колисниченко динамика продаж с июня по декабрь 2006-2007 гг. остается сравнительно стабильной, есть небольшие снижения продаж в сентябре и ноябре. Это обуславливается больше причиной «сезонности», нежели кризисом. По ее информации продажи Евросети в Казахстане выросли на 40%.
Президент компании LogyCom Сергей Швалов так же отмечает увеличение продаж. По его словам, рост был обеспечен, возрастающей информатизацией населения, тем не менее, признаки экономического кризиса в IT-отрасли, были замечены в снижении покупательской активности. «Продажи в розничной сети магазинов LogyCom за второе полугодие 2007 года, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, выросли на 25%, но эта цифра оказалась ниже запланированных ранее объемов», — добавил он.
Глава LogyCom выделил «Къ» несколько причин снижения темпов роста: усиление конкуренции на рынке, таможенный кризис в сентябре-октябре и кризис ликвидности. «Последняя причина является скорее сопутствующей, так как доля потребительских кредитов при покупке IT оборудования традиционно ниже, чем на других рынках, например, бытовой техники», — разъяснил он.
Корректировок стратегии развития в связи с кризисом в финансовой отрасли не проводилось, утверждает Олеся Колесниченко. С. Швалов наоборот отметил, что при разработке стратегии на 2008 год учитывался кризис ликвидности и некоторое снижение темпов роста рынка IT. «Тем не менее, мы прогнозируем значительный рост продаж, прежде всего за счет увеличения нашей доли на рынке. Кризис ликвидности в первую очередь ударит по компаниям со слабой финансовой устойчивостью», — отметил он.
Отвечай на вопрос «Къ» президент LogyCom отметил, что основные последствия финансового кризиса могут быть заметны во второй половине текущего года.
Римма ИВАХНИКОВА
Данияр БУКАНОВ
Источник: еженедельник «Курсив», 10.2008 год
|