«Нужна ли Казахстану IT-отрасль?»
Если раньше доля госзаказов, приходящихся на отечественные IT-компании, не превышала 20%, то в прошлом году она составила менее 5%. Это значит, что перед казахстанской IT-отраслью встал серьезный вопрос о выживании.
По данным компании IDC, IT-рынок в Казахстане растет. В 2005 году его объем составил $520 млн., в 2006 году — $680 млн., а в 2007-м уже $860 млн. При этом доля оборудования составила 75%, IT-услуг — 15%, коробочного ПО — 10%, и такое соотношение практически не менялось на протяжении последних лет.
Тем не менее, несмотря на рост общего объема IT-рынка, поступательного роста казахстанской составляющей в процентном отношении не наблюдается.
Президент Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлан Исин утверждает, что причина заключается в политике международных вендоров и российских компаний, которые поддерживает правительство РФ. «Эта тенденция в условиях мирового экономического кризиса начинает многократно усиливаться и требует принятия протекционистских мер для отечественных IT-предприятий», — сказал он «&».
Когда дебет не сходится с кредитом
«Глава государства неустанно ставит задачу внедрения высоких технологий и поддержки инноваций в Казахстане, — говорит г-н Исин. — По сути, это означает, что речь должна идти о ставке на дальнейшее развитие IT-отрасли страны, образовавшейся и состоявшейся на базе частных IT-компаний. К сожалению, в Казахстане из-за непонимания поставленной задачи вектор развития IT-отрасли в последние годы идет в противоположном направлении». Расходы IT-предприятий, по его словам, растут, а доходы резко уменьшаются.
«Под лозунгом защиты государственных интересов создаются новые и расширяются существующие IT-предприятия с государственным участием, — говорит г-н Исин. — И это в условиях, когда IT-отрасль страны практически состоялась на базе частных компаний». Между тем общеизвестно, что развитие госпредприятий рационально только в тех сферах, где рынок еще не сформирован, добавляет эксперт.
Еще одна беда IT-индустрии — вытеснение иностранными компаниями местных игроков. «Иностранные фирмы в условиях кризиса активизировали работу на развивающихся рынках, рассматривая их как компенсацию потерь на своих территориях», — объясняет г-н Исин.
Председатель Агентства РК по информатизации и связи (АИС) Куанышбек Есекеев в свою очередь считает, что нельзя слепо отдавать все объемы госзаказов отечественным компаниям. На его взгляд, в приоритете всегда должно быть качество.
«По сравнению с такими компаниями, как, к примеру, Oracle, с многолетним стажем в этой отрасли, отечественные компании недостаточно продвинуты, — сказал «&» генеральный директор компании «Алси» Талгат Баймагамбетов. — Но если наши компании не развивать в этом плане, то они останутся в коматозном состоянии, так сказать, на правах бедного родственника».
Возникает противоречивая ситуация, идеальным выходом из которой явилось бы делегирование полномочий, считает г-н Баймагамбетов. Пусть западные компании занимаются исключительно разработкой IT-проектов, внедряют свои решения, но при этом обязуются создавать рабочие места в Казахстане, предлагает он.
«Казахстанские IT-компании растут и развиваются, — высказал «&» свою точку зрения и.о. председателя правления АО «НК Kazsatnet» Арман Дюсенев. — Присутствие иностранных участников формирует нормальную конкурентную среду. Это позволяет отечественным IT-компаниям развиваться и идти в ногу со временем, что, в свою очередь, способствует развитию инфраструктуры национальной инновационной системы в целом».
По мнению г-на Дюсенева, отечественным компаниям необходимо развивать РR-стратегии, быть узнаваемыми как на внутреннем, так и на внешнем рынках. «Одним из немаловажных факторов является создание IT-продуктов на государственном языке, что даст нашим компаниям явное преимущество», — полагает он.
Представитель компании «Логиком» Андрей Нижников также считает присутствие крупных иностранных IT-игроков на рынке Казахстана логичным и полезным фактором, который способствует развитию полноценной и конкурентоспособной IT-среды. «Сегодня отечественные IT-компании уже в состоянии не только самостоятельно развивать ведущие направления, но и поддерживать взаимовыгодные отношения с многочисленными иностранными компаниями», — сказал он «&».
Кризис, по словам г-на Нижникова, поставил как отечественные, так и иностранные компании в равные условия, поскольку игроки IT-рынка работают на одной территории. «Иностранные компании, желая расширить свое присутствие, в большинстве своем опираются на существующие отечественные IT-компании, поскольку у последних уже налажены рынки сбыта и сформированы клиентские базы», — продолжает эксперт.
Что делать?
«Многие рассуждают так: «мы же самолеты не строим — покупаем их и используем, также нет смысла развивать и IT-отрасль, все можно купить, и все нам иностранные компании разработают и поставят». Нужно ли соглашаться с такой постановкой вопроса? Мы думаем, что нет. Тем не менее раз существует такое мнение, возникает вопрос: нужна ли Казахстану IT-отрасль?» — спрашивает г-н Исин. Ее выживание и дальнейшее развитие, по мнению эксперта, требует реализации конкретных шагов как со стороны госорганов, так и со стороны IT-сообщества. Чтобы поддержать отечественную IT-отрасль на нынешнем этапе, президент Казахстанской IT-ассоциации предлагает следующие шаги.
Обязательным условием участия в IT-рынке Казахстана для иностранных компаний, как отмечает г-н Исин, должно стать создание дополнительных рабочих мест и освоение специалистами Казахстана как минимум 80% объема работ.
Мнение
Территориальный менеджер по развитию бизнеса в Казахстане, Средней Азии и Азербайджане компании Motorola Алма Игибаева
— Думаю, суть проблемы не в форме, а в содержании. Проблема не в том, что Казахстан густо заселен иностранными компаниями, а в том, что хотят покупать клиенты, независимо будь то госсектор или бизнес. Реалии таковы, что конечные пользователи IT-рынка предпочитают покупать мировые IT-бренды, потому что они надежнее. В свою очередь мировые IT-производители предпочитают развивать локальные IT-рынки путем партнерства с местными компаниями. Ну, а у местных фирм всегда есть право выбора — продавать мировой бренд или самим создать и реализовывать тот или иной продукт.
Но как все мы видим, лишь мизерная часть отечественных IT-компаний продает что-то свое. И это ключевой фактор. Пока отечественные IT-компании не предоставят качественный альтернативный продукт, потребитель будет продолжать покупать мировые бренды.
Другой ключевой вопрос: почему так скудно представлены IT-продукты с лейблом «Made in Kazakhstan»? С тактической точки зрения, любой местной IT-компании легче и проще продать готовый качественный продукт, чем создавать с нуля что-то новое.
Большинству клиентов продукт нужен незамедлительно, и у них нет времени ждать, когда местные IT-«кулибины» создадут свой IT-«шедевр». Клиенту также нужны гарантии того, что такой hand made-продукт будет исправно работать или, например, что местный разработчик не закроется завтра. Поэтому происходит то, что мы наблюдаем сейчас в Казахстане — местным компаниям действительно проще продать готовый качественный продукт, чем тратить время и средства, которых и так не хватает.
Стратегическая плоскость проблемы заключается в том, что вопрос развития местных компаний-разработчиков — это задача государственного масштаба. И здесь необходим системный и комплексный подход, который будет охватывать такие области, как подготовка IT-кадров, создание «очагов» IT-индустрии или кластеризация, налоговые преференции для разработчиков, государственные инвестиции.
Нужно быть справедливым: казахстанское правительство в последние годы уделяет пристальное внимание инвестициям в развитие информационных технологий. А это инвестиции в будущее, и результаты дадут о себе знать, как минимум, через 5-10 лет. С моей точки зрения, в Казахстане сегодня существуют 2 тенденции: спрос на качественные IT- продукты и стремление государства по развитию IT-отрасли.
Также мне хотелось бы привлечь внимание казахстанских игроков IT-рынка к кризису. Я склоняюсь к поговорке «Нас бьют, а мы крепчаем», соответственно, нынешние трудности нужно воспринимать как вызов и возможность принять те нестандартные решения и шаги, на которые нам не хватало времени или драйва в период экономического роста.
По крайней мере, благодаря политике нашего государства кризис в IT-сфере пришел к нам не так неожиданно, как в России. И доли убытков российских IT-компаний абсолютно не сопоставимы с нашими.
Эксперт
Президент ТОО «Бимаш» Еркин Сулейменов
— Действительно, получается так, что Казахстан становится благодатным местом, где можно легко поживиться иностранным компаниям, вынужденным в условиях кризиса искать дополнительные источники дохода. Деньги у себя на родине им найти непросто, и они минимизируют свои потери благодаря заказам из-за рубежа, в том числе и из Казахстана.
В Казахстане у иностранных компаний много возможностей получить государственные заказы. Иногда они работают напрямую, порой создают представительства, в которых работают 1-2 человека, бывает, что покупают небольшие казахстанские фирмы.
Но при этом серьезных инвестиций зарубежные компании не осуществляют, преследуя одну задачу — выманить деньги из страны. В чем они сильны — так это в маркетинге. Умеют хорошо преподнести и красиво обыграть. Многие казахстанские чиновники из отделов, отвечающих за информатизацию, часто не очень хорошо владеют профессиональной лексикой и становятся легкой добычей иностранных «соловьев».
Сказывается и местный менталитет: к отечественным IT-компаниям принято относиться отрицательно — считается, что они не смогут профессионально выполнить задачу. Хотя на сегодняшний день многие из них набрали достаточный опыт, чтобы браться за крупные проекты.
Если и дальше отдавать крупные госзаказы иностранцам, то о каком профессиональном развитии местных специалистов может идти речь? Замкнутый круг получается.
Каким образом можно поддерживать инновации, производство и науку? На самом деле ответ прост — с помощью госзаказа. Если госзаказ будет направлен на отечественные IT-компании, то одновременно можно решить вопросы безработицы, научного и инновационного развития, а также проблемы профессионального IT-образования.
Казахстанский рынок информационных технологий достаточно узок. И без заказа со стороны государства не решить проблемы развития всей IT-отрасли и проблему утечки капитала за рубеж. Не все чиновники, к сожалению, это понимают, они далеки от этой области.
Во время кризиса необходимо думать о государстве и его развитии.
Нужно усилить контроль за размещением государственного заказа в IT-сфере, за органами, которые принимают плановые решения по электронному правительству, за электронными министерствами.
Например, многие министерства отдают без согласования крупные IT-проекты иностранным вендорам. Любой тендер сопровождает поддержка некоей иностранной компании. Сегодня многие ключевые программы по информатизации нацелены на работу с крупными иностранными вендорами, причем с их дорогостоящими решениями. А это ставит Казахстан в зависимость от иностранцев. С местными же IT-компаниями легче проводить аналитическую, методологическую, консалтинговую работу, цена будет всегда ниже, да и деньги останутся в стране.
Государственные органы и учреждения, национальные компании и частный бизнес должны размещать заказы в сфере информатизации у отечественных IT-компаний, обладающих высокой долей добавленной стоимости, создаваемой отечественными специалистами. Это позволит сохранить рабочие места, уровень заработной платы в отрасли, будет способствовать стабилизации экономики и, как следствие, росту благосостояния граждан нашей страны.
Прекрасное далеко
или комментарий автора
Источник: еженедельник «Бизнес и власть», 02.2009 год
|