Управление развитием сети АЗС АО «Торговый дом «КазМунайГаз»
Атентай Азим,
менеджер проектов,
ТОО «Казахстанский центр ГИС»,
Этот проект выполнен компанией «Казахстанский центр ГИС» в 2006 г. Его основной целью являлось создание корпоративной ГИС для планирования развития сети автозаправочных станций АО «Торговый дом «КазМунайГаз».
Внедрение ГИС технологий в АО «ТД КМГ» началось в 2006 году с принятия решения о необходимости внедрения инструментария для пространственного анализа и наглядного отображения территориально распределенных активов компании.
О компании
АО «Торговый дом «КазМунайГаз» — крупнейшая в Республике Казахстан компания, занимающаяся переработкой и реализацией нефтепродуктов через сеть собственных автозаправочных станций (рис. 1). Сеть АЗС охватывает 12 областей и представлена во всех регионах РК, является «дочкой» национальной нефтяной компании «КазМунайГаз».
Предпосылки и постановка задачи
На момент начала работ на предприятии практически не использовались средства пространственного анализа, что затрудняло понимание ее сотрудниками принципов и преимуществ ГИС-технологии. Имеющиеся аналитические средства ограничивались формированием отчетов с таблицами и диаграммами.
Создаваемая геоинформационная система должна была обеспечивать централизованное хранение и предоставление пространственных данных в корпоративной среде, наглядно отображать ежедневную работу подразделений, а также предоставлять средства анализа корпоративных данных с привязкой к пространственным объектам. В итоге, все это должно было способствовать принятию правильных и своевременных управленческих решений.
Реализация проекта
Для выполнения проекта был проведен открытый конкурс. По его итогам в качестве исполнителя была выбрана компания «Казахстанский центр ГИС», предложившая наиболее перспективное решение по созданию корпоративной ГИС на основе линейки продуктов ArcGIS (рис. 2).
Архитектура КГИС. Основой системыявляется картографический банк данных, в котором собираются и хранятся все картографические данные. В состав корпоративного картографического банка данных входят:
Организация географических данных. Географические данные разделены на 2 типа пространственных объектов: базовые карты (схемы территорий) и производственные объекты компании (автозаправочные станции, нефтебазы, склады). Базовый карт-материал необходим для отображения ситуации на местности, он представляет собой тематические слои территории РК и наборы карт территорий городов.
Карты территории РК в масштабе 1:1млн. включают политико-административное деление (границы областей, городов), населенные пункты, дорожную сеть (авто, ж/д.), гидрографическую сеть (озера, реки, каналы и т.д.), см. рис. 3.
Карты территории городов в масштабе 1:10000 по 14 областным центрам (рис. 4), в которых действуют либо планируются к вводу в строй объекты компании, включают:
Этапы выполнения. На реализацию проекта отводилось 6 месяцев. На первом этапе проводилось проектное обследование. В процессе обследования были изучены и определены виды отчетных данных, требования к содержанию карт и визуализации данных. Параллельно велись полевые работы по определению точных координат нефтебаз и автозаправочных станций.
Далее проводилась векторизация растровых материалов. На этом самом напряженном этапе создавались базовые карты. В сжатые сроки требовалось перевести в векторный формат данные по всем 14 областным центрам Республики Казахстан с 10 тематическими картами по каждому. Также на базовый картографический материал накладывались собранные на первом этапе сведения об объектах компании.
На 3-м этапе велась разработка специализированных инструментов, работающих в среде ArcMap и расширяющих стандартный функционал этого приложения. Также проводилось развертывание серверных служб под Oracle, ArcSDE, ArcIMS.
Функции корпоративной ГИС
Ключевым в КГИС является модуль интеграции с действующей АИС «АЗС-Контроллер», поскольку именно в этой системе хранятся все атрибутивные сведения об объектах компании и о реализации нефтепродуктов на каждой АЗС (рис. 5). Пространственные отчеты, предоставляемые корпоративной ГИС, основываются на сведениях из АИС «АЗС-Контроллер», включая:
Публикация карт в корпоративной сети
На начальной стадии разработки проекта веб-карты публиковались при помощи ArcIMS 9.1, однако к завершению работ в рамках годичной техподдержки был получен ArcGISServer 9.2. Собственно на нем и был реализован окончательный вариант решения по веб-публикации в корпоративной среде (рис. 6). Также благодаря платформе ArcGISServer в короткие сроки удалось дополнить веб-интерфейс специальными аналитическими инструментами собственной разработки.
Выводы
В результате реализации проекта на основе линейки продуктов ESRI был создан программный комплекс, интегрированный с внутренней инфраструктурой корпоративных бизнес-процессов. С его помощью пользователи могут получать аналитические отчеты различной направленности. В конечном счете, это позволяет вести более эффективную информационную поддержку функций управления, анализа и стратегического планирования дальнейшего развития Компании.
|