Автоматизированная информационная система учета земель
Оксана Хомич,
менеджер по проектам,
ТОО «Казахстанский центр геоинформационных систем»,
г.Астана, Казахстан,
тел.:(7172) 41-68-20, факс: 41-68-10,
Действующая в нашей стране Система учета земель обеспечивает сбор, систематизацию, хранение и обновление сведений о наличии, состоянии и использовании земельного фонда в традиционной, преимущественно бумажной форме. Но поскольку количество учитываемых объектов недвижимого имущества (земельные участки, здания, разного рода сооружения), а также объем сведений и документов, накапливаемых в ходе оформления и переоформления прав на них, с каждым годом увеличивается, отслеживать «движение», планировать, управлять и распоряжаться земельными ресурсами, имея только бумажные документы, становится все более затруднительно. В связи с этим возникла острая необходимость в создании современной системы, применимой в учреждениях, регулирующих земельные отношения.
С целью совершенствования существующей системы учета земель и методов управления в области земельных отношений путём внедрения эффективных механизмов координации и контроля, в 2007 году специалисты нашего центра приступили к разработке проекта «Автоматизированная информационная система управления земельных отношений» (АИС УЗО). Цель проекта — формирование информационных и географических пространственных данных для ведения процессов урегулирования земельных отношений.
Управление земельных отношений (УЗО) является государственным учреждением в области земельных отношений, входит в перечень исполнительных органов власти и имеет рабочую инфраструктуру, состоящую из городских и районных специализированных отделов.
К основным высокоуровневым функциям УЗО относятся:
Разрабатываемая АИС УЗО позволит решить задачи автоматизации деятельности работников Управления при выполнении процесса управления земельными отношениями, обеспечив регламентированный доступ к сведениям земельного кадастра и возможность работы с геоданными на базе ГИС-приложений.
Бесспорно, что информация о ведении учета собственников земельных участков и землепользователей, а также их правоотношений неразрывно связана с пространственным положением того или иного объекта.Именно это обстоятельство в первую очередь и определило использование технологии ГИС в качестве базовой в системе (рис. 1). ГИС на платформе компании ESRI позволят эффективно решать задачи в области земельного учета, создать самые точные и актуальные данные. В качестве системы реляционного управления и хранилища баз данных предполагается использовать СУБД Oracle.
АИС УЗО представляет собой программный комплекс, включающий в свой состав базовое программное обеспечение, в том числе ПО ArcGIS, и цифровую карту подведомственного региона.
В качестве смежной с АИС УЗО системы будет выступать Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра (АИС ГЗК), в разработке которой также принимали непосредственное участие специалисты нашего центра. Для обеспечения возможности пополнения и актуализации базы данных АИС УЗО данными земельного кадастара (АИС ГЗК) будет разработан конвертер, предусматривающий первоначальную и дежурную интеграцию. Первоначальная интеграция предназначена для консолидации данных земельного кадастра (АИС ГЗК) и передачи сформированных данных в базу данных АИС УЗО. Дежурная интеграция — формирование массива новых (добавленных, изменённых, удалённых) данных, появившихся за определённый период времени, с дальнейшей передачей в БД АИС УЗО. Технологическая схема АИС УЗО с возможными вариантами взаимодействия участников процесса управления земельными отношениями представлена на рис. 2.
Разрабатываемая структура АИС УЗО подразумевает организацию сервера ГИС-данных в УЗО для централизованного хранения оперативной и неоперативной пространственной информации. К неоперативной геоинформации будут относиться наборы слоев единой топографической основы, административного деления, адресный слой, слой земельных участков (данные АИС ГЗК, на которые будет установлен запрет на редактирование). К оперативной информации — данные, которые необходимо вести и хранить в УЗО, то есть слои по предполагаемым отводам земельных участков с привязкой к данным учета заявлений.
С целью автоматизации процессов делопроизводства (на стадиях приёма, обработки и принятия решений) в состав АИС УЗО будет входить подсистема «Электронное делопроизводство». Данная подсистема поддерживает следующие функции: регистрация входящих и исходящих документов, контроль за сроками исполнения поручений по документам, планирование сроков исполнения поручений (регламент), статистическая отчётность о ходе работ, администрирование подразделений и работников, поиск документов по любым реквизитам, создание архива электронных копий документов с интерфейсом для управления и просмотра контента (рис. 3).
Помимо этих услуг, с помощью АИС УЗО будет решено множество служебных задач, таких как:
Информация в данной подсистеме будет сводиться в единый реестр сведений, подразделяющихся на три группы. Во-первых, это сведения о субъекте: данные субъекта и его удостоверяющие документы. Во-вторых, это сведения о земельном участке, которые будут различаться по следующим характеристикам: идентификационные (кадастровый номер, наименование землепользования, площадь, местоположение, назначение и категория земель), экономические (оценочная стоимость земельного участка, базовая налоговая ставка), качественные характеристики (состав земель в разрезе угодий). И, наконец, это правоотношения: взаимосвязь субъекта со сведениями земельного участка, дата и номер правоудостоверяющего и правоустанавливающего документа, срок предоставления, вид права, ограничение в использовании, обременения.
Все виды работ в АИС УЗО будут сопровождаться возможностью создания электронных образов документов (формирование электронного архива).
Внедрение АИС УЗО в уполномоченные органы по управлению земельными отношениями будет способствовать: значительному сокращению времени, сейчас уходящему на обработку бумажной информации; осуществлению контроля над сроками выполнения работ; повышению эффективности функционирования местных исполнительных органов на основе широкого применения геоинформационных технологий; возможности предоставления физическим и юридическим лицам удаленной проверки текущего состояния процесса рассмотрения заявлений; постепенному «избавлению» от бумажных носителей, оперативному созданию различных отчётов внутри Управления.
|