JP CashCraze - шаблон joomla Продвижение

Взаимодействие АИС ГЗК с ведомственными информационными системами государственных органов Республики Казахстан

 

 

Денисов С.В.
Начальник отдела программирования,
ТОО «Казахстанский центр ГИС», г.Астана,
тел./факс: (7717) 241-68-20

История создания
В этой статье описаны некоторые достижения в области использования данных земельного кадастра различными государственными органами в Казахстане. Они наглядно демонстрируют чрезвычайно положительное влияние автоматизации и информатизации на все виды деятельности и, прежде всего, на те, которые связаны с созданием карт и прочими разнообразными приложениями, использующими географически привязанные данные.
Всё началось в теперь уже далёком 2002 году. Государство осознало необходимость радикальных изменений в различных сферах управления, в том числе и в управлении своими ресурсами. А главным достоянием Казахстана, наряду с углеводородными ископаемыми, является земля, которой у нас предостаточно.
Советское наследие почти искоренилось управлять всей казахстанской землёй стал самостоятельный государственный орган, а не структурное подразделение минсельхоза, которое засевало всесоюзную пашню. Появилось осознание того факта, что бывают не только земли сельхозназначения, но и леса, воды, населённые пункты и т.п. И была создана Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра Республики Казахстан (АИС ГЗК), которая позволила вести базу данных по земле и отношениям с ней. Причём структура базы данных одинакова для всех. А для работы с пространственными данными было приобретено (и до сих пор приобретается и обновляется) специализированное программное ГИС обеспечение семейства ArcGIS.
История развития
В период с 2003 по 2007 годы включительно шло активное развитие АИС ГЗК. Помимо поставок оборудования и обновления стороннего программного обеспечения постоянно создавались новые подсистемы. Они предназначались для автоматизации разных сфер земельного кадастра: автоматический расчёт всевозможных экономических характеристик земельных участков, формирование различных отчётов, в том числе и графических, и т.п. Всё это время шло активное наполнение баз данных как историческими (архивными), так и текущими сведениями. И, несмотря на постоянно возникавшие препятствия, связанные и с нехваткой средств, и с перераспределением полномочий государственных органов, к концу 2005 года была сформирована база данных, содержащая все архивные сведения. Разумеется, никто не забывал и о внесении текущих данных.
О потребности АИС ГЗК в данных
В ходе формирования массива данных были выявлены некоторые потребности АИС ГЗК в более актуальной информации, дополняющей архивную. Переименования областей и районов ещё как-то можно было отследить «невооружённым глазом», а вот изменения названий округов, посёлков и т.п., не говоря уж об улицах и прочих геонимах, только явочно или по договорённости. То есть первая потребность это адресная система.
Ещё одной из основных сущностей БД АИС ГЗК является «субъект земельных отношений» (собственник, землепользователь), сведения о котором можно было добыть в том месте, где регистрируется гражданин (по старинке паспортный стол).
Несмотря на то, что паспортный стол не имеет сведений по всем возможным субъектам (несовершеннолетние и иностранцы отсутствуют), его информация очень бы облегчила труд оператора, вносящего данные. Ведь совершеннолетних граждан в АИС ГЗК примерно 99,99% по отношению ко всем физическим лицам. Аналогично дело обстоит и с юридическими лицами.
Взаимодействие с Налоговым комитетом
Первым государственным органом, которому стали интересны сведения именно из информационной системы, а не из бумажных источников, стали, естественно, фискальные органы страны в лице Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан. К слову, действующие формы налоговой отчётности по использованию земель в количестве 8 штук были утверждены ещё в 1997 году. С появлением АИС ГЗК эти формы стали обузой для всех и для поставщиков, и для потребителей данных. Ну не то чтобы «стали обузой», просто эта тяжесть стала особо заметной. Тяжесть работы со стороны работников АИС ГЗК заключалась в том, что необходимо было периодически сдавать огромные (по нашим меркам) талмуды, примерно по 1000 страниц в месяц. Такие отчёты необходимо было сдавать и районным, и областным центрам АИС ГЗК.
На самом деле, автоматизированная подготовка и печать этих отчётов совсем не проблемна в сравнении с тем, что надо было делать потребителям этой информации налоговым органам. Тогда и возникла двусторонняя идея об автоматической передаче, приёму и обработке сведений земельного кадастра. Налоговым комитетом была создана своя информационная система РНиОН Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения (рис. 1). Она призвана консолидировать сведения не только о земле и её использовании, а вообще обо всём, с чего можно снять налог.
На сегодняшний день данная система успешно функционирует в части сбора данных, но уже настало время ее модернизации, которая влечёт некоторые изменения, описанные далее в разделе Взаимодействие с Реестром недвижимости.

Рис. 1. Интерфейс Клиента РНиОН.
Взаимодействие с Адресным регистром
ИС АР информационная система «Адресный регистр», в ходе своего создания приняла статус Государственной базы данных (ГБД, есть такое понятие в Казахстане). Это очень важная система, которая, как понятно из названия, служит для ведения (сбора, хранения, актуализации, предоставления) адресных сведений по всей стране. А отвечать за это должны органы местного управления и исполнительная власть на республиканском уровне. АИС ГЗК, наравне с архитектурами и ономастическими комиссиями, является поставщиком информации для данной системы. Земельный кадастр предоставляет информацию о новых земельных участках (кадастровый номер и ориентир местоположения участка). На основании этих сведений архитекторы принимают решение о нумерации объектов. Данная система (ГБД АР, см. рис. 2) сдана в промышленную эксплуатацию в конце ноября 2007 года, поэтому, на момент написания данной статьи, ещё сложно судить о достигнутых результатах.

Рис. 2. Интерфейс Клиента ГБД АР.
Взаимодействие с Реестром недвижимости
Государственная база данных «Реестр недвижимости» (ГБД РН) служит для централизованного учёта всех недвижимых объектов Республики (земля и строения). Администратором данной системы является Министерство юстиции Республики Казахстан в лице Комитета регистрационной службы (бывшие БТИ). ГБД РН запрашивает информацию о новых и изменённых земельных участках, взамен предоставляя сведения о правовой регистрации земельных правоотношений. Хочется отдельно отметить, что ГБД РН запрашивает и пространственную информацию о земельных участках (ведомость координат). Жаль только, что они её нигде пока не используют.
Немного о казахстанской регистрационной специфике. Земельное правоотношение является правильно оформленным, когда оно зарегистрировано в местном органе земельных отношений (государственный орган управления), правоудостоверяющий документ изготовлен в органах по ведению земельного кадастра и, наконец, всё это поставлено на учёт в правовом кадастре (КРС МЮ РК). То есть, официально землепользователь может заявить о своём праве только после того, как он побывал в минюсте и проставил все штампики. На основании этого был сделан один очень логичный вывод сведения о земельных правоотношениях должны поступать именно из правового кадастра, а не из земельного. Что и было реализовано для предоставления данных в Налоговый комитет. Теперь все данные Налоговый комитет будет получать только от ГБД РН, как от основного и единственного держателя правового кадастра. Осталось только реализовать такое взаимодействие и запустить его в эксплуатацию.
Взаимодействие со Шлюзом Электронного Правительства
Шлюз Электронного Правительства Республики Казахстан (ШЭП) главная информационная система страны. Одной из основных задач ШЭП является оказание государственных услуг населению и бизнес-структурам страны. Специально для этих целей созданы центры обслуживания населения (ЦОН), предназначенные для оказания государством своих услуг по принципу «одного окна». Сейчас реализуется механизм оказания госуслуг непосредственно через вэб-портал электронного правительства, внедряются технологии цифровых подписей, создан Национальный удостоверяющий центр и т.п.
В общем это грандиозная задача, затрагивающая разные направления деятельности государственных органов. АИС ГЗК оказывает услуги физическим и юридическим лицам: выдача справок о наличии или отсутствии когда-либо зарегистрированных земельных правоотношений, выдача дубликатов правоудостоверяющих (ныне идентификационных) документов госактов. Вы спросите «а почему так мало услуг?!». Я отвечу просто в первую очередь подключаются те услуги, которые можно полностью автоматизировать.
Ситуация с ШЭП немного лучше, чем с упомянутой выше ГБД РН. Реализация интеграционных частей уже на заключительном этапе, строятся планы по запуску системы в эксплуатацию. Ее материальная база уже имеется, осталось сформировать нормативно-правовую базу, регламенты и т.п.
Взаимодействие с ГБД «Физические лица»
Государственная база данных «Физические лица» (ГБД ФЛ) это, наверное, единственная, за исключением АИС ГЗК, система, которая работает не благодаря приказам и указам, а просто потому, что ей надо работать и есть с чем и кому работать. ГБД ФЛ включает в себя сведения о рождении, регистрации, смерти, выезде и т.п. всех физических лиц, которые являются гражданами Казахстана, подтверждая всё это документально.
После того, как было заявлено о запуске данной системы в промышленную эксплуатацию, АИС ГЗК тут же заинтересовался её данными. И в 2007 году была реализована интеграционная часть, которая обеспечивает формирование и отправку запросов, а также получение ответов и (!) обновлений. Видимо из-за того, что интегрировались две работающие системы, всё прошло практически без сучка и задоринки. Сейчас проходят организационные мероприятия, направленные на достижение одной цели использовании ГБД ФЛ каждым, даже самым отдалённым, районным филиалом АИС ГЗК (рис. 3).
Параллельно ведутся подготовительные работы по изменению форматов обмена данными с другими системами, так как теперь всем доступен ИИН (индивидуальный идентификационный номер), по которому можно получить любую информацию о человеке, естественно в рамках дозволенного. Несмотря на всю позитивность данного взаимодействия, имеется одна маленькая ложка дёгтя ГБД ФЛ предоставляет только один канал для запросов, по принципу центр-центр.

Рис. 3. Интерфейс Клиента ГБД ФЛ.
Об использовании ЕТС ГО
ЕТС ГО Единая транспортная среда государственных органов Республики Казахстан. Вещь уникальная, очень нужная и важная. Основной её задачей является обеспечение единым информационным пространством всех центральных и (!) местных исполнительных органов, в первую очередь тех, которые «работают на» Шлюз и Портал электронного правительства. К сожалению, эта среда ещё не полностью функционирует.
На данный момент Республиканский центр АИС ГЗК подключен к ЕТС через сервер приложений, что обеспечивает обмен информацией на уровне центральных баз данных различных информационных систем страны.