Взаимодействие АИС ГЗК с ведомственными информационными системами государственных органов Республики Казахстан
Денисов С.В.
Начальник отдела программирования,
ТОО «Казахстанский центр ГИС», г.Астана,
тел./факс: (7717) 241-68-20 История создания
В этой статье описаны некоторые достижения в области использования данных земельного кадастра различными государственными органами в Казахстане. Они наглядно демонстрируют чрезвычайно положительное влияние автоматизации и информатизации на все виды деятельности и, прежде всего, на те, которые связаны с созданием карт и прочими разнообразными приложениями, использующими географически привязанные данные.
Всё началось в теперь уже далёком 2002 году. Государство осознало необходимость радикальных изменений в различных сферах управления, в том числе и в управлении своими ресурсами. А главным достоянием Казахстана, наряду с углеводородными ископаемыми, является земля, которой у нас предостаточно.
Советское наследие почти искоренилось — управлять всей казахстанской землёй стал самостоятельный государственный орган, а не структурное подразделение минсельхоза, которое засевало всесоюзную пашню. Появилось осознание того факта, что бывают не только земли сельхозназначения, но и леса, воды, населённые пункты и т.п. И была создана Автоматизированная информационная система государственного земельного кадастра Республики Казахстан (АИС ГЗК), которая позволила вести базу данных по земле и отношениям с ней. Причём структура базы данных одинакова для всех. А для работы с пространственными данными было приобретено (и до сих пор приобретается и обновляется) специализированное программное ГИС обеспечение семейства ArcGIS.
История развития
В период с 2003 по 2007 годы включительно шло активное развитие АИС ГЗК. Помимо поставок оборудования и обновления стороннего программного обеспечения постоянно создавались новые подсистемы. Они предназначались для автоматизации разных сфер земельного кадастра: автоматический расчёт всевозможных экономических характеристик земельных участков, формирование различных отчётов, в том числе и графических, и т.п. Всё это время шло активное наполнение баз данных как историческими (архивными), так и текущими сведениями. И, несмотря на постоянно возникавшие препятствия, связанные и с нехваткой средств, и с перераспределением полномочий государственных органов, к концу 2005 года была сформирована база данных, содержащая все архивные сведения. Разумеется, никто не забывал и о внесении текущих данных.
О потребности АИС ГЗК в данных
В ходе формирования массива данных были выявлены некоторые потребности АИС ГЗК в более актуальной информации, дополняющей архивную. Переименования областей и районов ещё как-то можно было отследить «невооружённым глазом», а вот изменения названий округов, посёлков и т.п., не говоря уж об улицах и прочих геонимах, — только явочно или по договорённости. То есть первая потребность — это адресная система.
Ещё одной из основных сущностей БД АИС ГЗК является «субъект земельных отношений» (собственник, землепользователь), сведения о котором можно было добыть в том месте, где регистрируется гражданин (по старинке — паспортный стол).
Несмотря на то, что паспортный стол не имеет сведений по всем возможным субъектам (несовершеннолетние и иностранцы отсутствуют), его информация очень бы облегчила труд оператора, вносящего данные. Ведь совершеннолетних граждан в АИС ГЗК примерно 99,99% по отношению ко всем физическим лицам. Аналогично дело обстоит и с юридическими лицами.
Взаимодействие с Налоговым комитетом
Первым государственным органом, которому стали интересны сведения именно из информационной системы, а не из бумажных источников, стали, естественно, фискальные органы страны в лице Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан. К слову, действующие формы налоговой отчётности по использованию земель в количестве 8 штук были утверждены ещё в 1997 году. С появлением АИС ГЗК эти формы стали обузой для всех — и для поставщиков, и для потребителей данных. Ну не то чтобы «стали обузой», просто эта тяжесть стала особо заметной. Тяжесть работы со стороны работников АИС ГЗК заключалась в том, что необходимо было периодически сдавать огромные (по нашим меркам) талмуды, примерно по 1000 страниц в месяц. Такие отчёты необходимо было сдавать и районным, и областным центрам АИС ГЗК.
На самом деле, автоматизированная подготовка и печать этих отчётов совсем не проблемна в сравнении с тем, что надо было делать потребителям этой информации — налоговым органам. Тогда и возникла двусторонняя идея об автоматической передаче, приёму и обработке сведений земельного кадастра. Налоговым комитетом была создана своя информационная система РНиОН — Реестр налогоплательщиков и объектов налогообложения (рис. 1). Она призвана консолидировать сведения не только о земле и её использовании, а вообще обо всём, с чего можно снять налог.
На сегодняшний день данная система успешно функционирует в части сбора данных, но уже настало время ее модернизации, которая влечёт некоторые изменения, описанные далее в разделе Взаимодействие с Реестром недвижимости.
Взаимодействие с Адресным регистром
ИС АР — информационная система «Адресный регистр», в ходе своего создания приняла статус Государственной базы данных (ГБД, есть такое понятие в Казахстане). Это очень важная система, которая, как понятно из названия, служит для ведения (сбора, хранения, актуализации, предоставления) адресных сведений по всей стране. А отвечать за это должны органы местного управления и исполнительная власть на республиканском уровне. АИС ГЗК, наравне с архитектурами и ономастическими комиссиями, является поставщиком информации для данной системы. Земельный кадастр предоставляет информацию о новых земельных участках (кадастровый номер и ориентир местоположения участка). На основании этих сведений архитекторы принимают решение о нумерации объектов. Данная система (ГБД АР, см. рис. 2) сдана в промышленную эксплуатацию в конце ноября 2007 года, поэтому, на момент написания данной статьи, ещё сложно судить о достигнутых результатах.
Взаимодействие с Реестром недвижимости
Государственная база данных «Реестр недвижимости» (ГБД РН) служит для централизованного учёта всех недвижимых объектов Республики (земля и строения). Администратором данной системы является Министерство юстиции Республики Казахстан в лице Комитета регистрационной службы (бывшие БТИ). ГБД РН запрашивает информацию о новых и изменённых земельных участках, взамен предоставляя сведения о правовой регистрации земельных правоотношений. Хочется отдельно отметить, что ГБД РН запрашивает и пространственную информацию о земельных участках (ведомость координат). Жаль только, что они её нигде пока не используют.
Немного о казахстанской регистрационной специфике. Земельное правоотношение является правильно оформленным, когда оно зарегистрировано в местном органе земельных отношений (государственный орган управления), правоудостоверяющий документ изготовлен в органах по ведению земельного кадастра и, наконец, всё это поставлено на учёт в правовом кадастре (КРС МЮ РК). То есть, официально землепользователь может заявить о своём праве только после того, как он побывал в минюсте и проставил все штампики. На основании этого был сделан один очень логичный вывод — сведения о земельных правоотношениях должны поступать именно из правового кадастра, а не из земельного. Что и было реализовано для предоставления данных в Налоговый комитет. Теперь все данные Налоговый комитет будет получать только от ГБД РН, как от основного и единственного держателя правового кадастра. Осталось только реализовать такое взаимодействие и запустить его в эксплуатацию.
Взаимодействие со Шлюзом Электронного Правительства
Шлюз Электронного Правительства Республики Казахстан (ШЭП) — главная информационная система страны. Одной из основных задач ШЭП является оказание государственных услуг населению и бизнес-структурам страны. Специально для этих целей созданы центры обслуживания населения (ЦОН), предназначенные для оказания государством своих услуг по принципу «одного окна». Сейчас реализуется механизм оказания госуслуг непосредственно через вэб-портал электронного правительства, внедряются технологии цифровых подписей, создан Национальный удостоверяющий центр и т.п.
В общем — это грандиозная задача, затрагивающая разные направления деятельности государственных органов. АИС ГЗК оказывает услуги физическим и юридическим лицам: выдача справок о наличии или отсутствии когда-либо зарегистрированных земельных правоотношений, выдача дубликатов правоудостоверяющих (ныне идентификационных) документов — госактов. Вы спросите — «а почему так мало услуг?!». Я отвечу — просто в первую очередь подключаются те услуги, которые можно полностью автоматизировать.
Ситуация с ШЭП немного лучше, чем с упомянутой выше ГБД РН. Реализация интеграционных частей уже на заключительном этапе, строятся планы по запуску системы в эксплуатацию. Ее материальная база уже имеется, осталось сформировать нормативно-правовую базу, регламенты и т.п.
Взаимодействие с ГБД «Физические лица»
Государственная база данных «Физические лица» (ГБД ФЛ) — это, наверное, единственная, за исключением АИС ГЗК, система, которая работает не благодаря приказам и указам, а просто потому, что ей надо работать и есть с чем и кому работать. ГБД ФЛ включает в себя сведения о рождении, регистрации, смерти, выезде и т.п. всех физических лиц, которые являются гражданами Казахстана, подтверждая всё это документально.
После того, как было заявлено о запуске данной системы в промышленную эксплуатацию, АИС ГЗК тут же заинтересовался её данными. И в 2007 году была реализована интеграционная часть, которая обеспечивает формирование и отправку запросов, а также получение ответов и (!) обновлений. Видимо из-за того, что интегрировались две работающие системы, всё прошло практически без сучка и задоринки. Сейчас проходят организационные мероприятия, направленные на достижение одной цели — использовании ГБД ФЛ каждым, даже самым отдалённым, районным филиалом АИС ГЗК (рис. 3).
Параллельно ведутся подготовительные работы по изменению форматов обмена данными с другими системами, так как теперь всем доступен ИИН (индивидуальный идентификационный номер), по которому можно получить любую информацию о человеке, естественно в рамках дозволенного. Несмотря на всю позитивность данного взаимодействия, имеется одна маленькая ложка дёгтя — ГБД ФЛ предоставляет только один канал для запросов, по принципу центр-центр.
Рис. 3. Интерфейс Клиента ГБД ФЛ. Об использовании ЕТС ГО
ЕТС ГО — Единая транспортная среда государственных органов Республики Казахстан. Вещь уникальная, очень нужная и важная. Основной её задачей является обеспечение единым информационным пространством всех центральных и (!) местных исполнительных органов, в первую очередь тех, которые «работают на» Шлюз и Портал электронного правительства. К сожалению, эта среда ещё не полностью функционирует.
На данный момент Республиканский центр АИС ГЗК подключен к ЕТС через сервер приложений, что обеспечивает обмен информацией на уровне центральных баз данных различных информационных систем страны.
|