Доклад Исина Н.К.на 1-съезде IT предприятий РК
О задачах и проблемах развития IT отрасли РК
(доклад на 1-съезде IT предприятий РК)
Уважаемые коллеги и гости съезда!
Главой государства поставлена задача вхождения в число 50 конкурентоспособных стран. «Конкурентоспособность — ключ к успешной интеграции Казахстана в мировую экономику и сообщество…» отметил он в своем февральском Послании от 2007 года. В Послании было подчеркнуто, что Казахстан будет «проводить единую государственную стратегию, направленную на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций» и обращено особое внимание на то, что «практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику».
В своем выступлении, посвященном 15–летию программы «Болашак», (30.01.08) Глава государства еще раз подчеркнул - «необходимо создавать индустрию информационных технологий, благоприятные условия для развития Интернет-компаний, электронной коммерции».
Поставленная Главой государства задача внедрения высоких технологий и поддержки инноваций в Казахстане, по сути, означает, что речь идет о ставке на развитие IT индустрии в нашей стране.
Активное развитие информационных технологий (IT) в конце XX–начале XXI вв. привело к тому, что IT рассматривается как один из важнейших источников роста международной конкурентоспособности традиционных отраслей. Несомненно, уровень развития IT оказывает влияние на инвестиционную привлекательность национальной экономики. В литературе отмечается, что, влияние IT на международную конкурентоспособность на макроэкономическом уровне осуществляется через повышение уровня конкурентности рынков и через предоставление конкурентных преимуществ отраслям национальной экономики.
Следует отметить, что реальное влияние IT отрасли на экономический рост, международную конкурентоспособность еще плохо поддается оценке и прогнозированию. До сих пор не разработана общепринятая теория влияния на конкурентоспособность отдельных компаний и национальной экономики в целом.
Для оценки международной конкурентоспособности разработаны рейтинги Всемирного экономического форума (WEF) и Международного института развития менеджмента (IMD), а также рейтинг привлекательности для прямых иностранных инвестиций агентства «А.Т.Карни». Все эти рейтинги содержат технологический компонент, который учитывает развитие IT в отдельных странах.
У нас в Казахстане IT отрасль часто путают с отраслью телекоммуникаций, охватывая одним словом «связь». Говорят и пишут о развитии связи и его инфраструктуры, об электронном правительстве и т. д., а о развитии IT отрасли страны практически не упоминается ни в одном программном документе Правительства РК.
Объективно отрасли IT и телекоммуникации идут к слиянию, и часто их объединяют, говоря - ICT. В соответствии с тенденциями в литературе отдельные авторы уже не выделяют коммуникации и предлагают называть все вместе IT, и тому тоже уже есть веские основания. В наших условиях, несмотря на общность задач, эти ветви пока еще достаточно самостоятельны и видимо следует продолжать различать отрасль телекоммуникации и отрасль информационных технологий как два самостоятельных направления единой отрасли. Далее у нас речь пойдет только об отрасли информационных технологий в соответствии с направленностью съезда.
В нашей стране приняты и действуют следующие нормативно-правовые акты, имеющие то или иное отношение к информационным технологиям:
1.Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы;
2.Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы;
3.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2005-2010 годы;
4.Государственная программа развития «электронного правительства» на 2008-2010 годы;
5.Программа развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006 - 2008 годы;
6.Программа технологического развития Республики Казахстан до 2015 года от 26 ноября 2007 №1131;
7.Концепция достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1332 (далее Концепция).
К сожалению ни один из этих документов не выделяет напрямую IT отрасль как самостоятельное направление, формирование и развитие которого, необходимо для развития конкурентоспособности страны.
Наиболее полно об информационных технологиях, как факторе влияния на технологическое развитие страны, пишется в самом свежем документе - Концепции. В этом документе абсолютно правильно отмечается:
отсутствие полной и качественной законодательной базы в области информационных технологий;
отсутствие, как базового элемента развития ИКТ, развитой информационной инфраструктуры;
отсутствие как такового прогресса в трансферте технологий.
написано что:
не имеет должного развития система электронной торговли;
не развита система защиты интеллектуальной собственности;
подчеркивается:
что в государственных закупках предопределяющим условием остается ориентированность на ценовой фактор, а не на фактор технологического уровня и инновационности предложения;
что разрабатываемые государственные и отраслевые программы по разным направлениям не учитывают (либо учитывают не в полной мере) планы по стимулированию внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий.
Далее подчеркивается, что:
«В целях обеспечения динамичного роста уровня технологического развития в Казахстане должны быть усилены развитие и охват информационно-коммуникационными технологиями (ICT). Именно это направление позволит значительно сократить существующий разрыв в технологиях между Казахстаном и более передовыми странами…».
Однако, резюмируются все эти правильные комментарии словами - «В этих целях в приоритетном порядке будут развиваться инфраструктура и навыки работы населения с ICT, а также проводиться поэтапное дерегулирование и либерализация сектора телекоммуникаций». И далее- «Основным «локомотивом» данной отрасли станет АО «Самғау», ориентированное на создание новых инфраструктурных ICT проектов, на базе которых отечественные предприятия создадут новый «интеллектуальный» высокотехнологичный бизнес». И все.
Таким образом, IT отрасль страны в планах правительства продолжает не рассматриваться как самостоятельное направление, внедрение информационных технологий видится только через государственные образования, и роль частных IT предприятий вновь не просматривается. Несмотря на все инициативы Главы государства, задач формирования приоритетной государственной политики по ускорению развития IT отрасли пока никто у нас не ставит.
Когда речь идет о необходимости развития отечественных IT предприятий, иногда приводятся аргументы, общий смысл которых сводится к следующему - «мы же самолеты не строим, покупаем их и используем, также нет смысла развивать IT отрасль, все можно купить и все нам разработают и поставят.
Можно ли согласится с такой постановкой вопроса? Какова практика других стран? Что надо сделать, чтобы наша IT отрасль начала развиваться ускоренными темпами? Какие его сектора перспективны для условий Казахстана?. Ответы на эти вопросы и хотелось бы найти и сформулировать в ходе работы съезда.
Отрасль информационных технологий - часть экономики, в которой добавленная стоимость образуется в результате разработки, поставки, сопровождения и эксплуатации информационных систем и технологий. Добавленная стоимость может быть сформирована IT- предприятиями резидентами на базе созданных ими рабочих мест, и там, где работают местные специалисты, производя, разрабатывая и эксплуатируя информационные продукты и системы.
Характер собственных технологий IT отрасли не требует дорогостоящего перемещения материальных потоков по миру. Поэтому размещение производства по странам и развитие отрасли зависят от правового и инвестиционного климата конкретной страны, уровня и характера образования, преимуществ по уровню издержек, в первую очередь, заработной платы, составляющей основной элемент издержек производства этой отрасли.
Структура нашей IT-отрасли – производство вычислительной техники на уровне технологической сборки ПК, разработка программного обеспечения и оказание информационных услуг.
Роль информационной инфраструктуры в жизни страны возрастает и от надежности и безопасности функционирования информационных систем зависит многое. Без них сейчас невозможно функционирование банковской системы, казначейства, налоговой и пенсионной систем и т.д. Если сейчас какая-нибудь из этих «критичных» для функционирования государства систем встанет, то последствия не требуют разъяснения.
В условиях высокой динамики развития мирового IT рынка назревает вопрос обеспечения максимально возможной независимости страны от импорта IT услуг. Речь не идет о конкуренции с международными корпорациями, осваивающими все основные сегменты этого рынка. Речь идет о том, чтобы ослабить эту зависимость хотя бы на прикладном уровне, вплоть до выявления своей ниши в международном разделении труда в этой сфере. Даже такая постановка задачи требует принятия стратегического решения о приоритетном развитии отечественной IT отрасли. Иначе мы откатимся на второй эшелон «цифровой» экономики.
В февральском 2007г Послании Глава государства отметил необходимость изучения и использования опыта других стран в области внедрения инноваций и информационных технологий.
На текущем этапе почти все страны принимают Национальные стратегии развития информационно-коммуникационных технологий. Аналитики провели сопоставительный анализ IT-стратегий многих стран, оценку достоинств и недостатков, и сделали следующую классификацию стратегий:
1. Ориентация на экспорт
2. Ориентация на развитие национального производства
3. Повышение национальной конкурентоспосности
4. Достижение целей социально-экономического развития
Каждая из этих стратегий имеет свои достоинства и недостатки. В целом эксперты утверждают, что в любой из этих стратегий страна получает определенный пакет преимуществ, однако размеры этого пакета зависят от принятой IT - стратегии.
В литературе также выделяют следующие модели государственного стимулирования развития IT отрасли:
американская (либеральная) - основана на частной инициативе;
европейская (социальная рыночная) - повышенное внимание со стороны государства к развитию базовых условий распространения новых технологий и созданию информационного общества;
азиатская (Япония, Сингапур, Малайзию, Республику Корея, Тайвань)- долгосрочное государственное планирование усилий в области развития ICT;
латиноамериканская (Бразилия) - ориентирована преимущественно на емкий внутренний рынок (стратегия импортозамещения);
оффшорная (Китай, Индия, отчасти Ирландии) - «точечное» развитие экспортноориентированной отрасли IT на преимущественной основе льготного режима налогообложения и привлечения иностранных инвестиций.
В чистом виде ни одна из этих моделей не подходит для Казахстана, и речь, наверное, может идти о смешанной модели стимулирования ИТ отрасли.
По данным IDC объем мирового IT-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей на IT) в 2006 году составил $1,16 трлн. Прогнозируется, что в период до 2010 года эта цифра будет увеличиваться со среднегодовым показателем роста в 6,3%, и достигнет к 2010 году цифры $1,48 трлн.
Мировой рынок IT- услуг растет более повышенными темпами - 20% в год. В 2006 году он составил $626 млрд. Из них, объем услуг по разработке ПО оценивался в сумме от $100 до $150 млрд.
Оборот IT-отрасли Индии (лидера в области экспорта ПО) в 2000-2002 составил $8,6 млрд., а доля производства программного обеспечения и услуг в нем составила порядка $5,7 млрд. В 2003 году доля индустрии программных продуктов и информационных услуг в ВВП Индии была на уровне 2,4% и составила порядка 20,4% экспорта в целом, с размером экспорта программных продуктов на сумму в $1 млрд.
В 2005 году Индия уже экспортировала программное обеспечение на общую сумму более $15 млрд. при совокупном объеме мирового рынка IT-аутсорсинга в $60 млрд. Экспорт программного обеспечения к 2008 году ожидался в размере $50 млрд.
Объем российского IT-рынка по итогам 2005г составил $11,8 млрд. В 2006 году - он был на уровне $14,6 млрд. Это чуть больше 1% общемирового объема IT-рынка, составляющего $1,16 трлн. Правда из этой суммы большая часть попадает на стоимость, созданную вне России. Реальную российскую составляющую, в общем куске пирога, оценивают в 20-25 процентов, остальное — привнесенный продукт, технологии из-за рубежа. Купили крупный сервер за миллион долларов, привезли, продали за два — их и посчитали. У нас ситуация такая же и процент добавленной стоимости еще ниже.
За последние годы происходит ускоренное развитие IT отрасли в России. Россия входит сейчас в тройку ведущих стран-экспортеров ПО и услуг аутсорсинга. В 2004 г. объем экспорта ПО и услуг составил $560 млн. В 2005 г. этот показатель вырос до $740 млн. При общем объеме российского экспорта в $180 млрд., доля экспорта программного обеспечения в 2007г составила $1 млрд.
Структура продаж на российском рынке: 60 - 70%, - оборудование, 11% - программное обеспечение, порядка 20% - услуги. Для сравнения, в странах Западной Европы это соотношение составляет, примерно: 40% - оборудование, 20% - программное обеспечение и 40% - услуги.
Все эти цифры характеризуют изменения, которые происходят на пути к информационному обществу и «цифровой» экономике.
Ярким примером ускоренного развития IT индустрии всегда приводят Индию. Это государство сумело за последние 20-30 лет найти свою нишу в мировом разделении труда в секторе разработки программного обеспечения. Свои ниши в IT индустрии нашли и такие страны как, Ирландия, Китай, Малайзия, Австралия и целый ряд других, не говоря уже о таких странах как Израиль, Корея, Сингапур, Тайвань. Усиленно развиваются страны Восточной Европы. Каждая из этих стран прошла свой путь становления IT отрасли, но в тоже время имеются общие закономерности.
У всех этих государств была ясная стратегия, в соответствии с которой они последовательно шли в экономический прорыв. Их опыт, показал, что для быстрого и эффективного развития отрасли участие государства является определяющим. Эти страны, своевременно осуществили гармонизацию законодательства с международной практикой и приняли нормативно-правовые акты по: налоговому стимулированию экспорта; либерализации импорта продукции IT индустрии; освобождению от налогов на прибыль на определенный срок технологичных компаний; введению особых налоговых льгот для софтверных компаний. Также ими были приняты меры по льготному налогообложению венчурных фондов инвестирующих средства в IT отрасль; льготному налогообложению при приобретении акций крупных иностранных компаний; льготному кредитованию и страхованию рисков; созданы особые инвестиционные режимы для совместных компаний и частных учебных заведений.
ВВП РК -2006г.-$77,9 млрд., ожидаемый в 2007г- $100 млрд.
Казахстан в рейтинге по фактору технологического развития в 2006 г. занимал 70 место, а в 2007 г. занимает 77 место. Для сравнения Россия в 2006 – 72 место и 2007г. также 72. Следует отметить, что методика определения рейтинга 2006г. отличается от методики 2007 г, тем не менее, видно, что прогресса у нас не наблюдается. И это при росте затрат более чем на 30% в год на информационные технологии.
По данным IDC общий объем IT рынка в Казахстане в 2005 составил $520 млн., в 2006г- $680 млн. и в 2007- $860 млн. При этом доля оборудования составила -75%, IT услуг -15%, коробочное ПО - 10%, и в динамике эта структура практически не изменилась. Казахстанская составляющая в этом объеме IT рынка весьма незначительна. Оборудование и коробочное ПО это все из-за границы, IT услуги оказываются как местными отечественными компаниями, так и зарубежными компаниями.
По данным нашего Агентства РК по статистике цифры по объему IT рынка в 3-4 раза меньше: Общие затраты РК на информационные технологии в 2004г по их данным составили 20,3 млрд. тенге ($169 млн.) и 2005 -25,9 млрд. тенге ($215,8 млн.).
Согласно материалам обследования Агентства РК по статистике «Об использовании информационных технологий в РК» по итогам 2005 года структура общих затрат на информационные технологии следующая:
приобретение вычислительной техники- 32,5%;
приобретение программных средств- 17,8%;
оплата услуг связи- 24,4%;
обучение-1,6%;
оплата услуг сторонним организациям -12,7%;
прочие затраты-12%.
Казахстанская ассоциация IT компаний пыталась выяснить количество IT предприятий в стране. Согласно нашему обследованию на 1 ноября 2007г в Агентстве по статистике РК зарегистрированы 825 IT предприятий, в том числе по соответствующим кодам ОКЭД:
1. Софтверные компании (ОКЭД:72210,72220) -706ед.
2. Сборка компьютеров (ОКЭД:30020) - 25ед.
3. Техобслуживание и ремонт (ОКЭД:72500) - 1ед.
4. Оптовая торговля ПК и периферийным оборудованием (ОКЭД:51840) -93ед
из них с участием государства: РГП (РГКП)- 13ед, АО (ТОО)-10ед.
Как вы видите, эти цифры не характеризуют реальное состояние дел. Ряд ИТ-предприятий, как выяснилось, зарегистрированы под другими кодами ОКЭД, ряд предприятий из этого списка не функционируют.
По другим оценкам в нашей отрасли функционируют около 400 предприятий, а число реально работающих софтверных компаний, как в процентном отношении, так и в количественном намного ниже.
Согласно материалам обследования Агентства РК по статистике «Об использовании информационных технологий в РК» по итогам 2005 года численность IT-специалистов в стране– 16 251 чел. При этом показана следующая структура: разработчики компьютерных систем- 2474 чел., программистов-4812 чел., инженер - электронщиков- 4200 чел., техников и операторов- 4721 чел.
В целом сравнение цифр из разных источников, характеризуют плачевное состояние статистики в нашей отрасли.
Развитие казахстанского сегмента Интернет характеризуется ростом числа зарегистрированных доменных имен второго уровня. На 1 января 2008г. зарегистрировано 24200 доменных имен. Рост за последний год составил 47%. Эти цифры свидетельствуют о возрастающем интересе к Интернету, но не характеризуют текущее состояние Казнета, требующее на наш взгляд государственного вмешательства для своего развития
В целом возникает вопрос – можно ли обеспечить ускоренное развитие отечественной IT отрасли? Есть ли условия для этого? С какими проблемами мы столкнемся?
К благоприятным, для развития отрасли IT страны, факторам относятся продолжающийся экономический подъем и имеющийся базовый уровень образования населения. Экономический подъем страны привел к росту инвестиционных ресурсов, и это вызывает необходимость формирования и реструктуризации предприятий многих отраслей, в том числе и IT отрасли.
К благоприятному фактору следует отнести и государственную политику повышения конкурентоспособности страны, объявленную Главой государства.
В тоже время следует отметить, что на текущем этапе отечественные IT предприятия сталкиваются с целым рядом вызовов и проблем требующих от нас адекватной реакции:
-имеет место ускорение роста потребности в IT-товарах и услугах, как в государственных структурах, так и в реальном секторе экономики. Нас ждать никто не будет. Если мы не способны предоставить заказываемые ими услуги, то эту нишу заполнят другие из-за рубежа;
-у заказчиков растут требования. Им нужны программные продукты, отвечающие международным стандартам;
-идет экспансия IT-рынка зарубежными компаниями, в первую очередь российскими IT- компаниями. Российские компании уже давно входят на наш рынок, создают предприятия-резиденты. В принципе это неплохо. К сожалению, при этом основной объем оказываемых ими услуг осуществляется специалистами из России или из других стран, а не местными специалистами;
-международные организации (WITSA) призывают к либерализации IT-отрасли в связи с подготовкой вступления в ВТО;
-в складывающихся условиях малым компаниям трудно выживать, и имеет место тенденция к укрупнению IT-предприятий;
и т.д.
На пути развития IT отрасли, наряду с вызовами времени, имеют место организационные, экономические, и нормативно-правовые проблемы,
Нормативно- правовые
недостаточность законодательной базы;
слабый уровень работы по принятию стандартов;
Экономические
отсутствие экономических рычагов для ускоренного развития отрасли;
непривлекательность для прямых иностранных инвестиций;
низкая рентабельность IT-отрасли
Организационные
недостаток квалифицированных кадров;
отсутствие четкой вертикали управления отраслью;
неразвитость информационной инфраструктуры;
наличие административных барьеров;
слабая специализация IT-компаний, в том числе в предметных областях;
низкий уровень ведения статистики отрасли;
Общий вывод можно сделать следующий, что, в условиях отсутствия государственной поддержки, отечественным IT предприятиям сложно выжить в складывающихся условиях и соответствовать поставленным задачам перед отраслью. Поэтому требуется государственное стимулирование для ускорения развития IТ отрасли.
Основными задачами развития IT отрасли РК на ближайший период являются:
1. Способствование повышению конкурентоспособности страны;
2. Увеличение доли программных продуктов отечественного производства, обеспечение максимально возможной независимости от импортных технологий;
3. Развитие отечественных IT предприятий;
4. Выявление своей ниши в мировом разделении труда в сфере IT-индустрии;
5. Формирование и рост IT-рынка страны;
6. Формирование в государственном и частном секторе вычислительной инфраструктуры, отвечающей требованиям формирования «цифровой» экономики.
В соответствии с целями (задачами) основные направления работ по развитию IT отрасли мы видим в следующем:
• принятие стратегического решения приоритетности развития IT-отрасли РК;
• определение уполномоченного государственного органа, ответственного за развитие IT отрасли и наделение его соответствующими ресурсами;
• ускорение гармонизации законодательства и стандартов в области информационных технологий;
• организация всемерной поддержки импортозамещающих сегментов IТ-отрасли;
• развитие софтверной индустрии и оказания IT услуг, рассмотрение проблем и принятие мер по развитию Парка информационных технологий;
• улучшение, развитие и расширение механизмов инвестирования в IT отрасль;
• целенаправленное формирование корпуса IT специалистов;
• формирование базовой инфраструктуры IT-отрасли через государственное, государственно-частное финансирование.
• мониторинг развития IT отрасли
Учитывая, что по затронутым вопросам будут еще выступления, я хотел бы коротко остановится только на нескольких.
Как уже отмечалось выше в подготовленной редакции Стратегии ИИР РК на 2003-2015 и других документах вопросы развития IT-отрасли не нашли должного отражения. При их подготовке не принято во внимание, что развитие потенциала государства в сегменте разработки программного обеспечения и оказания IT услуг становится вопросом национальной безопасности.
Мы предлагаем внести в Стратегию и другие программные документы дополнения в части приоритетности развития IT отрасли. Принять Программу развития IT-отрасли на ближайший период и предусмотреть разработку Концепции «Электронного Казахстана» и Программы развития IT отрасли РК на долгосрочный период.
На данном этапе отсутствует четкое понимание - какой госорган отвечает за IT отрасль?. АИС РК, не имея достаточных ресурсов, сосредоточился на реализации программы «е-правительства». МИ и Т занимаясь вопросами инновационной политики, отвечает только за развитие ПИТа, не имея в своем штате IT специалистов. Налицо ситуация, когда ни один из этих органов, по сути, не занимается отраслью, не формирует и не проводит соответствующую государственную политику. В недавний период ситуация еще более осложнилась с созданием холдинга САМГАУ под МО РК. Согласно последним данным единая вертикаль управления отраслью вроде выстраивается, однако четкой ясности, как будут выстраиваться отношения между участниками, пока нет.
В 2007 году на поддержку инициатив малого и среднего бизнеса в Казахстане выделено 48 млрд. 800 млн. тенге. Эти средства через банки второго уровня направлены на поддержку 561 проекта реализующихся предприятиями малого и среднего бизнеса во всех регионах и охватывают сферы промышленности, строительства, торговли, сельского хозяйства транспорта и связи. Кого я не спрашивал похоже никто из IT предприятий не получил средства на развитие из этого источника. Что это? Отсутствие инициатив или неосведомленность из-за непрозрачности процедур такого механизма инвестирования? Или, что-то еще? Если кто-то сталкивался, прошу поделится с нами информацией.
Задача развития IT отрасли стоит не только перед правительством, но и перед IT-предприятиями. Решение возможно через общественные организации, консолидирующие IT предприятия и представляющие отрасль. Они могут осуществлять работы по следующим направлениям:
мониторинг законодательства и НПА в области IT и работа с госорганами по их совершенствованию;
мониторинг развития IT- отрасли РК;
создание общественной бесплатной базы данных по законодательству и стандартам в области IT;
создание и ведение базы данных IT-предприятий РК;
создание экспертного совета по общественной экспертизе IT проектов;
популяризация перспективных технологий и решений, организация обмена опытом в области информационных технологий;
юридическая поддержка малых IT предприятий и создание общественного института защиты IT компаний от неправомерных действий чиновников;
взаимодействие с организациями образования по подготовке IT- кадров;
и т.д.
Для выполнения этих работ требуется ваша поддержка, как в
Учитывая наши инициативы, Премьер-Министром Республики Казахстан (Масимовым К.К.) протокольными решениями от 16 августа 2007г и 19 января 2008г. даны задания АИС РК подготовить План развития IТ отрасли.
Казахстанской ассоциацией IT компаний совместно с Казахстанской ассоциацией софтверных компаний подготовили предложения для Программы развития IT отрасли РК на ближайший период, вынесенные на ваше рассмотрение. Презентация этих предложений будет осуществлена в очередном докладе. Я хочу только отметить что основная направленность Предложений это создание базы для ускоренного развития IT предприятий страны.
По вопросу об эффективности мер стимулирования можно отметить следующее:
Налоговые поступления оцениваются в 2007 году от IT-услуг в 4.1 млрд. тенге и от продажи оборудования и лицензионного ПО-14, 1 млрд. тенге. Расчеты показывают, что снижение налоговой нагрузки до 10% для IT предприятий оказывающих услуги и до 15% для поставщиков оборудования и лицензионного ПО приведет на начальном этапе к некоторому относительному уменьшению налоговых поступлений. Однако, в конечном итоге, за счет ускоренного роста компаний и увеличения их выручки от реализации IT продукции и услуг снижение общего объема налогов от IT отрасли не произойдет, и в целом налоговые поступления будут расти за счет роста самого бизнеса.
Требуемые затраты бюджета на инвестиции в отечественные IT предприятия и субсидии по предварительным данным можно оценить примерно в $10 млн. в год. За счет этого отрасль получит дополнительный рычаг к привлечению передовых технологий, модернизации оборудования, стимулы и возможность расширения бизнеса. Потенциал отечественных IT компаний вырастет в разы в течение 2-5 лет.
В цифровом выражении на ближайший период можно поставить цель удвоения объема IT рынка. С $0,8 млрд. достичь $1,6 млрд. Но это не должно быть главной целью данного этапа. Главная цель это увеличение доли отечественной составляющей в этом общем объеме. В структуре рынка (по данным IDC), почти все 75%, составляют привозное оборудование, коробочное ПО тоже импорт. Из IT-услуг оцениваемых примерно в $120 млн. может быть процентов 50% и есть та добавочная стоимость, формируемая в Казахстане. Это примерно 6-7 млрд. тенге (расчет приблизителен).
Предварительные расчеты показывают, что за счет стимулирования развития отрасли доля объема собственного производства оборудования от общего объема оборудования к 2013 году достигнет 20%, а доля объема собственных услуг в общем объеме IT -услуг достигнет 75%.
В целом, мы полагаем, что стимулирование IT отрасли страны, принятие организационных мер по его развитию даст положительный мультипликативный эффект и облегчит процесс вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных стран.
14 марта 2008г. Н. Исин
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
задачах и проблемах развития IT отрасли РК.doc | 114 кб |