Растет и не меняется 28.11.2011
На рынке информационных технологий Казахстана наблюдаются рост и низкая диверсификация. Главным образом отрасль представлена дистрибуцией и поставками «железа» и софта
Развитие информационных технологий и расширение сферы их применения приводят к росту IT-отрасли во всем мире. IT-рынок Казахстана не исключение. Подтверждением тому являются результаты нашего второго рейтинга ведущих казахстанских IT-компаний. Суммарный доход фирм, предоставивших данные для нынешнего списка (а это примерно треть от общего объема IT-рынка), увеличился за последний год на 20% и составил 30,1 млрд тенге. Более наглядно тренд роста подтверждается аналитикой компании IDC, согласно которой объем казахстанского IT-рынка в 2010 году увеличился на 31% — до 114,9 млрд тенге против 86,4 млрд тенге годом ранее.
Подобная динамика наблюдается и в России, где прирост общей выручки крупнейших IT-компаний за 2010 год достиг 28% (см. www.raexpert.ru). Схожи и движущие силы роста рынков. Увеличение доходов IT-компаний связано с восстановлением экономики, а восстановление интереса к информационным технологиям подкреплено их повсеместностью в бизнес-процессах, госуправлении и повседневной жизни людей.
Однако структуры спроса различаются. Если в России рост обеспечивают несколько факторов, основной из которых — спрос на IT-услуги — активизирует другие IT-сегменты, то IT-отрасль Казахстана растет в большей степени за счет дистрибуции и поставок аппаратного и программного обеспечения (ПО). В этих сегментах сосредоточена практически вся выручка казахстанских IT-фирм.
Поставщики «железного счастья»
Для фирм — участниц нашего рейтинга дистрибуция и поставки оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов являются основным источником доходов. Суммарно на распространении и поставках ПО в 2010 году они заработали 23,8 млрд тенге (доля дистрибуции — 66%, поставок — 34%), или 79% общей выручки. Объем дистрибуции и поставок на 99% формируют лидеры списка: «Логиком», Universal Business Systems Establishment и НАТ Казахстан. В свою очередь, расчеты IDC по всему IT-рынку также показывают, что большая часть доходов приходится на дистрибуцию и поставки. Так, согласно данным IDC, доля этих двух сегментов в 2010 году составила 85% от суммарной выручки IT-компаний, работающих в Казахстане.
Успех этих направлений IT-деятельности обусловлен отложенным спросом на технику и автоматизацию. Во время кризиса корпоративный сектор и домохозяйства не спешили обновлять компьютерную периферию, однако с ростом доходов спрос на IT-продукцию возобновился. «Рынок клиентов еще не удовлетворил свои потребности в аппаратном обеспечении. Установка IT-оборудования и создание решений с преобладанием доли “железа” — это фундамент. В дальнейшем на его основе строятся информационные системы», — поясняет президент группы «Астерос» Михаил Эренбург.
Дополнительный вес сегменту придают IT-услуги (консалтинг, интеграция, поддержка и обучение), которые сопровождают проекты поставок и учитываются вместе с ними. По мнению игроков рынка, менталитет экономики таков, что материальные активы обладают большей стоимостью, чем нематериальные. Поэтому считается, что автоматизация должна сопровождаться крупными поставками оборудования.
Микросегменты
IT-услуги. В структуре доходов участников рейтинга на сегмент услуг в 2010 году приходится 5%, или 1,536 млрд тенге (из них 73% составляют доходы от технической поддержки, 19% — консалтинга, 7% — интеграции и 1% — обучения). Невелик данный сегмент и по данным IDC — 8% от общей структуры рынка. Причин тому несколько.
Во-первых, как уже сказано, это интеграционные проекты, в которых доходы от услуг и поставок не разделяются участниками рынка, поэтому прирост выручки по ним не влияет на увеличение сегмента IT-услуг.
Во-вторых, большую роль играет снижение числа национальных IT-компаний среди участников проектов интеграции. Так, по данным Ассоциации IT-компаний, за последние десять лет доля казахстанского содержания в IT-проектах снизилась с 20% до 3%.
Впрочем, эти факторы не говорят о том, что спрос на IT-услуги в Казахстане отсутствует. Организации, уже вставшие на путь развития информационных систем в своей деятельности, возобновляют инвестиции в совершенствование и поддержку своей инфраструктуры. Активными потребителями услуг являются организации госсектора, банковские институты, а также предприятия нефтегазовой и транспортной отраслей.
Так, госучреждения в большей степени нацелены на упорядочивание работы своих ведомств и повышение их быстродействия. Корпоративный сектор интересуется способами повышения эффективности деятельности. Например, востребованы проекты по построению контакт-центров.
«Наша компания делала call-центры для банков БТА и Цесна. Весомая отдача, получаемая заказчиками, заключается в решении сразу двух актуальных задач. С одной стороны, банки предоставляют более качественный сервис своим клиентам, а с другой — снижают операционные затраты на клиентское обслуживание», — делится опытом Михаил Эренбург. К числу последних трендов относится также внимание клиентов к информационной безопасности.
Производство оборудования и разработка ПО. Сегодня в Казахстане эти два направления не особо популярны: в первом секторе мало игроков, а во втором — низкие доходы. По нашим данным, доля доходов от производства оборудования в 2010 году составляет 12% от суммарной выручки участников рейтинга (3,7 млрд тенге). Однако похвастаться производством компьютеров могут немногие казахстанские фирмы. В нашем рейтинге вся выручка этого сегмента приходится на одну компанию — лидера списка — «Логиком», которая занимается сборкой компьютеров. Такая концентрация отчасти обусловлена законодательством Республики Казахстан, согласно которому по причине отсутствия в собираемых ПК комплектующих казахстанского производства сборщики не подпадают под определение «отечественный производитель».
Совершенно другая картина наблюдается в сегменте разработки программ и приложений. Если судить по рейтингу, то в разработке ПО занято больше фирм, чем в производстве оборудования. Впрочем, выручка здесь невелика — 794,2 млн тенге, или 3% от суммарных доходов участников списка по итогам 2010 года. Что касается IT-рынка в целом, то, по данным IDC, в его общей структуре доля разработки ПО составляет 7%.
Среди причин невысокого спроса на продукцию отечественных разработчиков ПО участники рейтинга называют недоверие заказчиков. Клиент делает выбор в пользу разработчиков с известным именем и высокой репутацией, а значит, потребность заказчиков в ПО удовлетворяется главным образом офисами российских или иностранных фирм. Таким образом, отечественным IT-компаниям остается простой и надежный путь — заниматься дистрибуцией готовых программ и техники мировых брендов с дальнейшей перспективой оказания услуг адаптации и поддержки. В свою очередь, спрос на иностранную продукцию снова приводит к росту лишь сегмента дистрибуции и поставок.
Проблемы диверсификации
Объяснений низкой диверсификации рынка немало. Например, президент Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлан Исин обращает внимание на неграмотное планирование затрат на информатизацию и отсутствие должного госконтроля в IT-сфере. «До недавнего времени IT не выделялись в отдельную отрасль экономики, поэтому не принимались программы по увеличению финансирования IT-сектора, не поддерживалось формирование гармоничной структуры IT-рынка», — говорит г-н Исин.
Нынешнее положение вещей является и следствием низкой доли национальных компаний в IT-секторе. По оценкам участников рынка, на долю иностранных и российских фирм приходится большая часть казахстанского IT-рынка, а следовательно, и большая часть выручки. Развивать свои разработки в такой среде сложно, поэтому казахстанские компании предпочитают придерживаться направлений, не отличающихся трудоемкостью. Необходимо также отметить, что для развития IT-сегментов нужны человеческие ресурсы. Участники рынка утверждают, что дефицит специалистов стал настоящей проблемой IT-сектора. Эта ситуация усугубляется отсутствием базы для подготовки кадров и слабым уровнем вузовских программ в области разработки и внедрения IT-систем. Единственный выход на сегодняшний день — подготовка специалистов в собственном штате.
Негативный фон создает и монополизация перспективного для IT-фирм поля госзакупок. «Попытка монополизации рынка государственных закупок является существенным фактором замедления развития. Сегодня рассматриваются варианты распределения заказов госорганов и национальных компаний без применения рыночных и конкурентных процедур. Более того, такие механизмы уже работают для национальных операторов IT-сферы», — делится председатель правления НАТ Казахстан Сергей Ежков, по мнению которого это может отразиться на конкурентоспособности IT-сектора. «Компании с основной долей госзаказов начинают повышать оклады и скупать специалистов. Из-за этого остальные участники рынка вынуждены повышать зарплаты, увеличивая тем самым себестоимость работ», — сетует г-н Ежков.
В этой связи IT-сообщество считает, что государство должно уделять больше внимания отрасли. Так, контроль за IT-сектором может ограничить доступ иностранных фирм и дать возможность локальным разработчикам укрепить свои позиции, и наоборот, отсутствие законодательной поддержки может стопорить развитие конкурентоспособной продукции.
Господдержка для айтишников
Впрочем, государство уже делает первые шаги по поддержке IT-отрасли, чтобы не допустить вытеснения казахстанских фирм иностранными конкурентами. Так, в 2010 году было создано отраслевое министерство, принята программа развития ИКТ на 2010—2014 годы, призванная обеспечить формирование квалифицированного корпуса отечественных IT-предприятий. Уже предпринята попытка развития IT-сектора через создание свободной экономической зоны «Парк информационных технологий».
Для улучшения сложившейся ситуации, по словам Сергея Ежкова, важным стало намерение правительства простимулировать инвестиционную и инновационную активность в IT-сфере и увеличить долю казахстанского содержания в государственных IT-проектах. На сегодняшний день самым масштабным проектом является «электронное правительство». Еще один из таких глобальных проектов — правительственная идея выпуска планшетных компьютеров для обеспечения школ.
Конечно, государственные инициативы поддержки IT-сектора — позитивный знак, но его будущее зависит и от IT-фирм. «От компаний требуется дальнейшая работа по наращиванию потенциала, повышению квалификации специалистов, формированию базового корпуса отечественных IT-предприятий», — говорит Нурлан Исин.
Очевидно, что, кроме развития своего кадрового потенциала, участникам IT-сектора необходимо прилагать усилия по совершенствованию организационно-правового поля. В перспективе IT-сектор должен стать достойной опорой для государства.
Автор: Анна Акопьянц, 28 ноября 2011