Вопросы корреспондента журнала «Эксперт Казахстан »
1. На ваш взгляд, насколько существенными будут перемены для предприятий вашей отрасли от вступления в ВТО? И будут ли это больше положительные перемены или негативные?
2. Какие именно эффекты от вступления в ВТО будут иметь для них негативное значение?
3. И кто выиграет от вступления и почему?
4. Насколько компании вашего сектора сегодня готов вести эффективную конкуренцию с иностранными компаниями в рамках ВТО? И можно ли что-то предпринять, чтобы помочь им в этой борьбе?
5. И сможет ли бизнес дальше успешно развиваться в новых условиях? В частности, можно ли ожидать активного появления новых компаний и укрепления старых в новых более жестких условиях?
Ответ.
На мой взгляд, неподготовленное вступление в ВТО для IT- отрасли Казахстана будет иметь негативные последствия. К сожалению, несмотря на наличие многочисленных инициатив и программы по поддержке казахстанского содержания, для IT-отрасли, как думаю и для других отраслей, до сих пор не выработана политика выявления и поддержки конкретных сегментов рынка, в которых Казахстан способен или будет способен организовать выпуск конкурентоспособных товаров и продуктов. Несмотря на многочисленные институты развития, отсутствует механизм и компетенция на соответствующем уровне, способные выделять и различать отечественные инновации и кадры, которые способны обеспечить развитие инноваций и осуществлять выпуск конкурентной продукции. Это касается и действующего Закона о госзакупках, который продолжает оставлять лазейки для коррупционеров, что не способствует в нашем случае развитию отечественных IT-компаний. Заказчики, продолжают не задумываться о последствиях, и отдают заказы зарубежным IT-компаниям и их IT- решениям, несмотря на их дороговизну и попадание в зависимость от них. Неполучение заказов это отсутствие возможности развиваться и это одна из главных проблем на пути развития IT- отрасли страны. Если нам нечего будет предложить на объемном рынке участников ВТО, то понятно, что игра будет в одни ворота со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, в условиях неподготовленного вступления в ВТО заказы будут получать зарубежные компании и «отечественные» компании, продвигающие решения вендоров, и капитал еще более будет уходить за рубеж, не давая тем самым возможности и далее развиваться отечественным IT- компаниям.
Между тем ВТО, жестко регулируя отношения на открытых (традиционных) рынках товаров и услуг, оставляет большой простор в регулировании отношений на таких закрытых (специфических) рынках, как рынок государственных закупок.Этот рынок является специфическим в силу того, что закупка товаров и услуг на нем происходит за счет государственных средств, т.е за средств налогоплательщиков. Поэтому во всех странах доминирует принцип, согласно которому бюджетные деньги не должны уходить из страны в результате заключаемых сделок с иностранными компаниями.
Кроме того, даже основные принципы приложения 4 соглашения ВТО (необязательные для участия всех членов ВТО) состоят в том, что государственные закупки должны осуществляться на основе правил о национальном режиме. Страны-участники вправе сами выбирать отрасли, в которых допускается участие иностранных компаний в государственных закупках. Многие страны исключили из этого списка такие жизнеобеспечивающие отрасли, как энергетика, водоснабжение и транспорт. Таким образом, даже ВТО не слишком сильно ограничивает возможности национальных правительств защищать интересы местных производителей на рынке государственных закупок.
В печати сообщается и о других направлениях защиты отечественного производителя применяемых в разных странах и связано это с развитием системы регламентирования государственных закупок. Во-первых, это официальные распоряжения государственных властей, устанавливающие дискриминационный режим в области цен для иностранных производителей и экспортеров. Во-вторых, негласные административные предписания, определяющие, в каких случаях государственная организация обязана закупать товары национального производства, а также когда и на каких условиях заказ может быть выдан иностранному поставщику.
Можно привести и такую информацию. Наибольший процент закупок через открытые конкурсы осуществляет Европа (70-80%), США через открытые конкурсы закупает 50-60%, Япония и вовсе только 40% закупок осуществляет через открытые конкурсы. Мы же уже в рамках Таможенного союза подписали такие соглашения, что через некоторое время будем открыты всем ветрам.
Таким образом, вступление в ВТО, без защитных механизмов тех сегментов или продукции, где мы можем реально развиваться, будет иметь негативные последствия, и не будет способствовать решению задач поставленных Главой государства по развитию приоритетных отраслей.
Выиграют от такого вступления в ВТО транснациональные компании продвигающие политику глобализации, а в нашем случае вендоры, продвигающие свои «готовые решения» и там, где эту нишу могли бы занять отечественные IT- компании.
Государственная политика прошедшего десятилетия в сфере информационных технологий, точнее отсутствие такой политики, привели к тому, что, несмотря на возможности и опыт отдельных отечественных IT- компаний, в целом, мы еще не готовы массово выходить на рынки зарубежных стран и предлагать им свои продукты и IT-решения. Поэтому до вступления в ВТО необходимо выработать механизмы в первую очередь для защиты сферы IT-услуг от зарубежной экспансии. Это именно тот основной сегмент в сфере информационных технологий, где Казахстан должен и сможет найти свою нишу и об этом который год заявляют представители IT- сообщества страны.
Если этого не произойдет, то вся наша IT-отрасль будет состоять из работников, работодателями которых будут вендоры и другие зарубежные компании. Что это будет значить для национальной безопасности, думаю, пояснений не требует.
Н. Исин
президент Казахстанской ассоциации IT компаний
19.04.12