JP CashCraze - шаблон joomla Продвижение

Совбез готовит новую Доктрину информационной безопасности. В условиях, когда отдельные государства использует глобальное информационное пространства в ущерб российским интересам, следует переходить на отечественные ИТ-продукты и оборудование связи, развивать культуру информационной безопасности среди населения и повысить престиж специалистов в данной сфере.


Интересы России в информационном пространстве

В распоряжении CNews оказался проект новой Доктрины информационной безопасности (PDF на файл-сервере CNews). Документ готовится Советом безопасности России и будет представлен Президенту России Владимиру Путину. Ныне действующая версия Доктрины была подписана Путиным летом 2000 г. – вскоре после вступления его в президентскую должность.

Новая версия Доктрины выделяет пять направлений интересов России в сфере информационной безопасности. Четыре из них в целом совпадают с положениями существующей Доктрины: защита конституционных прав и свобод граждан (право на получение информации, защита частной жизни в информационном пространстве, сохранение культурных и нравственных ценностей и т.д.); обеспечение бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры России в мирное и военное время и в период непосредственной агрессии; поддержание конкурентоспособной отечественной отрасли информационных технологий и доведение до российской и международной общественности достоверной информации о позиции властей России.

Пятый пункт в ныне действующей Доктрине отсутствует: это формирование международного правового режима, нацеленного на противодействие угрозам стратегической стабильности, укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности и обеспечение национального суверенитета России в глобальном информационном пространстве. Появление этого пункта связано с отсутствием международных институтов, регулирующих отношения в глобальном информационном пространстве.

 

Отдельные государства устраивают информационные атаки на Россию

К угрозам в области информационной безопасности относится «наращивание зарубежными странами возможностей по использованию информационно-технических воздействий, в том числе путем воздействия на критическую информационную инфраструктуру России для достижения своих военных и политических целей». «Милитаризация глобального информационного пространства и наращивание гонки информационных вооружений представляет серьезную угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности, - говорится в документе. - Усиливается ведение технической разведки в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Спецслужбы «отдельных государств» все активнее «используют информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента информационно-психологических воздействий для подрыва суверенитета и нарушения территориальной целостности других государств, дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира». В эту деятельность, предупреждают авторы Доктрины, вовлекаются подконтрольные иностранным спецслужбам религиозные, этнические, правозащитные и иные организации и структуры ». В зарубежных СМИ растет число недостоверных публикаций о России, а российским журналистам за рубежом все чаще создают трудности в работе.

«В целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников широко используются механизмы воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание, - говорится в документе. - Наращивается информационное воздействие на население страны, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций».

Уровень защищенности информационных систем органов государственной власти, различных организаций и сетей связи остается недостаточным, что создает предпосылки для развития вышеупомянутой противоправной деятельности. Россия по-прежнему отстает в развитие своих информационных и коммуникационных технологий, при том что «отдельные государства для достижения экономического и геополитического преимущества используют технологическое доминирование в глобальном информационном пространстве, в том числе путем оказания влияния на развитие и функционирование национальных сегментов».

 

ИКТ без экстремизма и ксенофобии

В области обороны России следует развивать силы и средства информационного противоборства, осуществлять стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов в информационном пространстве в целях обеспечения обороны и безопасности России и ее союзников, а также оказывать противодействие деятельности по информационному воздействию на население (в первую очередь - на молодых граждан страны), имеющей целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества. В области государственной и общественной безопасности следует не допустить установления иностранного контроля над информационной инфраструктурой страны, а также оказать противодействие использованию ИКТ в целях пропаганды идеологии терроризма и распространения идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, насильственное изменение основ конституционного строя России.

 

Переход на отечественную продукцию

В экономической сфере власти России должны содействовать созданию конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и коммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения, электронной промышленности, суперкомпьютеров и систем информационной безопасности. При строительстве сетей связи следует отдавать предпочтение отечественному оборудованию.

 

Пропаганда информационной безопасности среди населения

В органах государственной власти и местного самоуправления и организациях различных форм собственности должны быть введены должности лиц, ответственных за информационную безопасность. Среди граждан должна пропагандироваться культура информационной безопасности, в том числе путем создания методических рекомендаций, проведения культурно-просветительных мероприятий и формирования правосознания россиян в данной сфере.

 

Пропаганда информационной безопасности среди населения

В органах государственной власти и местного самоуправления и организациях различных форм собственности должны быть введены должности лиц, ответственных за информационную безопасность. Среди граждан должна пропагандироваться культура информационной безопасности, в том числе путем создания методических рекомендаций, проведения культурно-просветительных мероприятий и формирования правосознания россиян в данной сфере.

 

Повышение престижа специалистов по информационной безопасности

Государство должно вести централизованную политику в области подготовки специалистов по информационной безопасности, оказывать целевую финансовую поддержку учебным заведениям, готовящим соответствующих специалистов, и контролировать их деятельность. Престиж специалиста в области информационной безопасности должен быть повышен с целью привлечения талантливой молодежи специалистов в данную области.

Технологическая и методологическая база обучения специалистов по информационной безопасности должна поддерживать на высоком материально-техническом уровне, включая внедрение современной учебно-лабораторной базы и стендовых полигонов. Одновременно следует повысить качество фундаментального образования в базовых научно-технических дисциплинах, в первую очередь — в части физико-математических наук.

 

Несуществующие угрозы

Интересно, что, по сравнению с действующей версией Доктрины, из перечня угроз исключаются следующие факторы: «неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере»; слабое финансирование государством мероприятий по информационной безопасности и недостаточная экономическая мощь государства; создание монополии на получение информации, в том числе с использованием телекоммуникационных сетей; отсутствие скоординированной госполитики в данной области и недостаточный госконтроль за информационным рынком. Исключен также пункт о необходимости контроля за организациями, создающими информационные системы для сбора, хранения и анализа бухгалтерской, биржевой, налоговой и таможенной информации.

 

 

 

 

 

 

Подробнее: http://gov.cnews.ru/news/top/2015-10-10_rossiya_gotovitsya_k_gonke_vooruzhenij_v_informatsionnom

Назад

  logo rus