Согласно результатам исследования рынка разработки интернет-магазинов в Рунете за последние пять лет, это направление динамично развивалось лишь до 2013 г., а потом пошло на спад, который существенно ускорился в 2015 г. Причины этого эксперты усматривают отнюдь не только в разразившемся экономическом кризисе.
Падение спроса на интернет-магазины
Проект «Рейтинг Рунета», аналитический портал CMS Magazine, а также компании SimilarWeb и InSales представили результаты совместного исследования рынка разработки интернет-магазинов в Рунете за период с 2010 по II кв. 2015 гг.
Одним из главных его выводов можно считать констатацию того факта, что, замедлившись в 2013 г. (4101 новый магазин против 3931 в 2012 г.), в 2014 г. рынок и вовсе пошел на спад (см. диаграмму 1) — студии запустили 3638 магазинов (на 463 проекта меньше, чем годом ранее).
Однако наиболее резкое падение исследователи зафиксировали в первом полугодии 2015 г. (см. диаграмму 2). В марте было запущено 305 интернет-магазинов, в апреле — 238, в мае — 178.
Снижение количества запущенных проектов коснулось практически всех товарных тематик, отмечают авторы исследования. Исключением явились лишь развиваемые преимущественно малым бизнесом направления продаж подарков, цветов и украшений.
Комментарии экспертов
Нетрудно заметить, что период спада рассматриваемого рынка примерно совпадает со временем начала в России экономического кризиса. Однако организаторы исследования призывают не связывать проблемы заказной разработки интернет-магазинов только с этим фактором.
«Большое значение оказывает появление альтернативных площадок для коммуникаций с покупателем», — заверили при общении с CNews авторы исследования. — «Все больше магазинов создается с помощью конструкторов. Растет мобильный трафик — растет количество соответствующих мобильных приложений». Кроме того, отмечается, что некоторые владельцы интернет-магазинов вообще отказываются от создания специальных сайтов, используя для торговли возможности социальных сетей.
Основатель и генеральный директор компании - веб-разработчика NetCat Дмитрий Васильев в целом с такой оценкой согласился, но указал в разговоре с CNews на еще один фактор, который, по его мнению, также играет немаловажную роль. «Среди новых сайтов (в том числе магазинов) достаточно большое количество — вторая-третья версия ресурсов: клиента перестал устраивать его магазин, он заказывает новый, — говорит Васильев. — А с конца прошлого года на рынке наблюдается спад количества обращений клиентов за новыми сайтами».
По заверению Васильева, игроки рынка связывают с это кризисными ожиданиями: клиенты опасаются тратить крупные бюджеты на новые проекты, предпочитая малыми силами развивать уже существующие.
Общие тенденции
Всего с 2010 г. веб-студиями было разработано не менее 23983 интернет-магазинов, однако к середине 2015 г. из них продолжали работать лишь 18286.
Авторы исследования отмечают, что подавляющее большинство ресурсов за последние пять лет было создано в сфере b2b-оборудования (2131). Возможное объяснение — специфика индустрии, где имеют место штучные продажи, ранее не предусматривающие готовых технических решений.
Наименьшее число магазинов за пятилетку было посвящено продажам цифрового контента (168), книг (160) и интим-товаров (119).
«Учитывая высокий спрос на компьютеры, ноутбуки и комплектующие, малое количество интернет-магазинов данной тематики на первый взгляд удивляет — всего 225 проектов», — пишут авторы. Однако, по их мнению, здесь стоит отметить падение продаж ПК, наблюдаемое последние годы по всему миру, плюс отличительные особенности потребителей данных категорий товаров. Ее весомая часть — «продвинутые пользователи», принимающие решение о покупке конкретного компьютера или ноутбука еще до захода на торговую площадку.
«Таким образом, интернет-магазины этой тематики конкурируют не только и не столько между собой, сколько с Яндекс.Маркетом», — делают вывод эксперты.
Цены на сетевые магазины
В исследовании средняя стоимость интернет-магазинов была определена усреднением расценок российских веб-студий с учетом количества проектов, разработанных ими с 2014 г., и составила p207,3 тыс.
Наивысшие средние тарифы закономерно зафиксированы в Москве — p392,5. за сайт. В Санкт-Петербурге они существенно ниже — p237,8. На третьем месте расположился Челябинск — p193,2.
Дороже всего обходится создание магазинов мобильных телефонов (p394,2), а также компьютеров, ноутбуков и комплектующих (p349,4). Авторы исследования склонны связывать это с тем, что подавляющие большинство таких проектов создано в Москве и Санкт-Петербурге.
Подробнее: http://internet.cnews.ru/news/top/2015-09-14_padenie_sprosa_na_internetmagaziny_v_runete