Участники казахстанского рынка такси неоднозначно оценили инициативу главы комитета госдоходов Даулета Ергожина завести в Казахстан мобильные приложения Uber и Яндекс.Такси, передает Капитал. Ранее акимату Астаны было предложено проработать вопрос привлечения указанных мобильных приложений, для того чтобы сделать деятельность столичных такси более прозрачной посредством безналичной оплаты, которую предполагает использование приложений Uber и Яндекс.Такси.
Плюсы и минусы подобного сотрудничества озвучил председатель Ассоциации таксомоторного бизнеса и акционер «Эко-Taxi» Максим Сарсенов.
«Все это, безусловно, хорошо. Но полностью переводить такси на безналичную оплату — такой практики нет ни в одной стране мира. Да, привести инвесторов, которые запустят такой сервис, это правильно. Но давайте рассмотрим разные ситуации — если клиент прилетел в нашу страну, ему нужно воспользоваться карточкой, а есть очень много платежных систем, которые где-то в каком-либо сервисе поддерживаются, а где-то нет. К примеру, сейчас Банк России внедряет свою электронную карту, и мы не знаем, может быть, она Uber поддерживает, но не поддерживается Яндекс.Такси. То есть законодательно закреплять, что проезд должен быть исключительно по безналичной оплате — такого нет нигде. И, к слову, безналичная оплата на сегодняшний день уже занимает у нас определенную долю. Вопрос в том, какова она — 40%, 50%, 60%? И здесь все инициативы, которые озвучил председатель комитета государственных доходов, я считаю правильными. Нужно вывести этот рынок из тени. Конечно, будет меньше нелегальных извозчиков, в первую очередь это ударит по ним, по нелегальным таксистам. Но если говорить о бизнесе крупных компаний, то ни для кого не секрет, что они сейчас и так работают по безналичной оплате с клиентами. У нас в компании „Эко-Taxi“ 50% — это доля по безналу. Она проходит не через карточку, она проходит через расчетный счет, облагается полностью НДС, КПН, всем, чем нужно», — говорит Максим Сарсенов.
Еще одна сторона медали — угроза потерять некую самостоятельность и независимость, которую несет в себе идея покрыть все службы такси мобильными приложениями Uber и Яндекс.Такси. Тем более что печальный опыт уже имеется. По словам главы Ассоциации таксомоторного бизнеса, показательным стало аналогичное сотрудничество российских служб такси и иностранных сервисов.
«Когда Яндекс.Такси заходили в Россию, они диктовали свои условия. У них есть такая практика, когда условно при обсуждении деятельности таксопарка происходит следующий разговор: «Ребят, вы будете в приоритете определенное время, но потом вы должны поставить бренд „Яндекс. Такси“, а не, к примеру, „Эко Taxi“. Соответственно, мы теряем свое присутствие на рынке как бренд. И я думаю, большая экспансия зарубежных мобильных приложений может очень негативно сказаться на развитии нашего бизнеса. В конечном счете это может привести к тому, что у нас иностранный капитал будет полностью контролировать нашу сферу такси и, конечно же, часть денег будет уходить за рубеж. Мы здесь больше склонны работать с „Онай“. Эта система — это наши деньги, это наши инвесторы, это наша программа. Может быть, на базе „Онай“ сделать какую-нибудь хорошую интеграцию, которой можно опционально воспользоваться при заказе такси? Вот это будет правильно», — рассуждает Максим Сарсенов.
К опыту россиян в своем выступлении на расширенном совещании обратился и глава комитета госдоходов Даулет Ергожин. По его данным, объем заказов, сделанных через сервис Яндекс.Такси в Российской Федерации за 2013 год оценивается в 1,8 миллиарда рублей. В данной системе работают 12 тысяч машин из 200 российских таксопарков.