JP CashCraze - шаблон joomla Продвижение

3 ноября в Алматы состоялось обсуждение состояния телекоммуникационного рынка и рынка сотовой связи в Казахстане, а также особенностей развития и инвестиций в эти сферы.

С обзором о ситуации на рыке выступил Ерлан Оспанов, генеральный директор и управляющий партнер инвестиционной группы компаний «Верный Капитал». По его словам, у телекома достаточно высокий потенциал роста, который обуславливается целым рядом факторов: развитием технологий, новыми устройствами, прогрессом на других рынках (финансы, ритейл, медицина, образование и т.д.). В то же время, инвесторы отмечают, что маржинальность телекоммуникационного рынка значительно снизилась относительно периода его становления. Так, например, в Казахстане период первичного роста подключений завершился в 2009 году. С точки зрения доходов рынок активно рос до 2012 года, но темпы его роста неуклонно снижаются (например, доходы от услуг связи в Казахстане за три квартала 2015 выросли лишь на 2,4%).

Кроме того, с точки зрения инвесторов, у этого сегмента есть и проблемные зоны, которые необходимо учитывать. Одна из них — высокая капиталоемкость. Для развития рынка нужны большие капитальные инвестиции для поддержания работоспособности сетей и внедрения новых услуг и возможностей. Этот фактор в Казахстане усугубляется произошедшей девальвацией — затраты операторов выражаются в мировых валютах, а возврат — в нестабильных локальных валютах. При этом этап инвестирования не заканчивается никогда — внедрение новых услуг и рост трафика в сети заставляют операторов все время работать над апгрейдом сетей. «Закупка оборудования не может быть отменена или приостановлена, и закупается оно за границей, так как в Казахстане его не производят», — поясняет Тарас Пархоменко, главный исполнительный директор ТОО «Кар-Тел» (ТМ «Beeline Казахстан», «Интернет Дома» и «BeeTV»).

Другими факторами, влияющими на инвестиционную привлекательность телекоммуникационной отрасли, являются жесткое государственное регулирование использования частот и высокая конкуренция. Однако, по мнению Ерлана Оспанова, телеком по-прежнему интересен для долгосрочных инвестиций. «Технологии будут развиваться, оставаясь привлекательными для потребителя», — говорит он.

В настоящее время доход рынка сотовой связи в Казахстане, по данным, озвученным, Ерланом Оспановым, составляет 360 млрд тенге. Уровень проникновения сотовой связи составляет 160% — более половины абонентов используют две и более sim-карт. Переход операторов к модели пакетных предложений простимулировал значительный прирост потребления услуг: показатель MOU (среднее количество минут, выговариваемое одним абонентом в месяц) вырос с 2011 года на 28%, а показатель MbOU (среднее потребление трафика на абонента) вырос на 140%. При этом, средний чек абонентов продолжил снижаться — с 2011 года падение составило 4,4%.

Основными перспективами развития на рынке сотовой связи в Казахстане Ерлан Оспанов называет стабильно высокий рост sim-карт за счет роста количества устройств на одного пользователя и развития интернета вещей (IoT), увеличение выручки от услуг по передаче данных (кстати, по заявлению Кселл, трафик данных в сети оператора вырос на 93,9% год к году), а также появление новых услуг на стыке телекома и других бизнесов.

Участники рынка сходятся во мнении, что ценовая война пойдет на убыль. Фокус конкурентной борьбы будет смещаться в сторону лучшего клиентского опыта. Скорый запуск MNP в Казахстане должен подстегнуть операторов к более активной работе с клиентами. Инвесторы также ожидают, что в Казахстане появятся новые модели управления операторским бизнесом и капитальными инвестициями. Сами же операторы говорят о необходимости разумного сотрудничества там, где нет конкурентной борьбы. Например — при построении новых базовых станций. «Сотовым операторам придется задуматься об оптимизации. В мире, например, уже активно используется так называемый шэринг — совместное использование вышек для базовых станций», — уточняет Тарас Пархоменко. Игроки казахстанского телекоммуникационного рынка уже давно задумываются о необходимости сотрудничества с соседями по рынку. Так, например, Андрей Хан, председатель правления АО «KazTransCom», в интервью Profit.kz особоподчеркивал этот момент.

«Доля рынка в доходах будет зависеть от умения операторов работать с собственной базой и умения монетизировать потребности клиентов», — говорит Ерлан Оспанов.

 

 

http://profit.kz/news/27724/Sotovim-operatoram-v-Kazahstane-pridetsya-zadumatsya-ob-optimizacii/

Назад

  logo rus