21 мая в Алматы прошла конференция iMIX-2015, посвященная развитию интернет-бизнеса.
В нынешнем году iMIX отмечает свой юбилей — конференция проходит уже в пятый раз. «Ежегодно iMIX собирает на своей площадке специалистов и практиков рынка электронной коммерции из разных стран. Участники обсуждают насущные темы развития интернет-сферы страны», — отметил Константин Горожанкин, один из организаторов конференции, президент Казахстанской Ассоциации интернет-бизнеса.
В нынешнем году одной из основных тем iMIX стало развитие рынка электронной коммерции в Казахстане в условиях кризиса. Спикеры отметили, что казахстанский рынок оказался единственным в странах СНГ, который продолжает активно расти в нынешних экономических условиях. «Это делает его привлекательным для новых игроков и иностранных инвесторов», — заметил Константин Горожанкин.
Он сделал обзор рынка e-commerce в Казахстане. Согласно озвученным данным, ситуация на рынке меняется в лучшую сторону для отечественных интернет-магазинов — казахстанцы начинают активно покупать именно у них. Так, если в 2012 году на казахстанские интернет-магазины приходилось только 10% от всех платежей по картам, то в 2014 году эта цифра выросла три раза. Всего же оборот рынка e-commerce в Казахстане по итогам 2014 года составил 700 миллионов долларов. На 2015 год эксперты прогнозов не дают, ссылаясь на сильную зависимость отрасли от экономической ситуации.
При этом одним из основных сдерживающих развитие электронной коммерции факторов по-прежнему остается сложность осуществления онлайн-платежей. Карты многих отечественных банков отключены от интернет-транзакций, и для включения этой функции держателям необходимо обращаться в банк. Кроме того, сами магазины говорят о сложной процедуре подключения к приемам онлайн-платежей, опять-таки, в банках. «50% интернет-магазинов не подключаются из-за сложной процедуры в банках. Если вы не прогоняете через платежную систему более 500 тысяч тенге в день, вы не интересны платежной системе. Но для небольших интернет-магазинов это очень большие суммы», — говорит Алексей Назаров (PayBox.kz). Определенным выходом в данной ситуации может стать подключение магазина к платежному агрегатору, который позволит принимать оплату от клиентов максимально возможным числом способов. Однако многие покупатели задумываются о комиссии, которую в данном случае придется платить.
Одной из новостей iMIX-2015 стало официальное объявление о том, что долю в казахстанском агрегаторе PayBox.kz купила Robokassa, один из игроков рынка онлайн-платежей в России. Помимо этого на казахстанский рынок вышел еще один российский агрегатор — PayOnline. «Еще несколько лет назад казалось невозможным, что люди будут платить онлайн, например, за школьные обеды, но сейчас в России это реальность, и можно прогнозировать, что так будет и в Казахстане», — отметил Марат Абасалиев, генеральный директор PayOnline.
Еще одной проблемой, наиболее остро стоящей перед отечественным интернет-бизнесом, является логистика. Невысокая плотность населения в Казахстане приводит к тому, что доставка становится затратной и может занимать весьма продолжительное время. Для того чтобы как-то исправить данную ситуацию, логистические компании предлагают интернет-магазинам различные варианты сотрудничества. Так, например, одними из спикеров iMIX-2015 стали представители Казпочты, DPD и Pony Express, которые рассказали о новых возможностях и сервисах для интернет-магазинов.
Представитель TNS Евгений Сафонов выступил с обзором казахстанской аудитории интернета. По представленным им данным по итогам 2014 года 46,8% казахстанцев хотя бы 1 раз в месяц пользовались интернетом (6 миллионов человек). Рост этого показателя относительно 2013 года составил 3%. 56% всех интернет-пользователей в Казахстане проживает в городах с населением от 100 тысяч человек. В среднем 74% пользователей проводят в сети более полутора часов в день.
Стоит отметить, что мнение о том, что посещение Рунета значительно преобладает среди казахстанцев, представители TNS опровергли. Так, по данным на апрель 2015 года 3,48 млн пользователей из Казахстана посетили Рунет в апреле, и 79,4% из них посетили сайты Казнета (2,76 млн пользователей).
63% казахстанских пользователей используют мобильные устройства для выхода в интернет (ноябрь, 2014 г). Из них 71% отдает предпочтение смартфонам, 21% — обычным мобильным телефонам и 19% — планшетам. В топ-5 активностей мобильных пользователей входит работа с электронной почтой (69,9%), общение при помощи служб мгновенных сообщений — 52,5%, поиск информации (50,7%), прослушивание и скачивание музыки (48,9%) и просмотр фильмов (45,2%). В среднем, 73% пользователей мобильного интернета проводят в сети от 1,5 до 2,5 часов в день.
В целом по данным на июнь 2014 года интернет занимает третье место по охвату аудитории в Казахстане с долей в 37% (рост на 2% относительно 2013 года). На первом месте с неизменным отрывом остается телевидение (80% аудитории), на втором месте с долей 38% — радио (снижение на 2% относительно 2013 года). В среднем казахстанские пользователи тратят на интернет 165 минут в день (прирост на 20% относительно 2013 года). На долю телевидения, кстати, приходится 205 минут в день, и данный показатель не падает. «Однако не стоит забывать, что пользователи могут находиться в интернете и смотреть телевизор в одно и то же время», — отмечает Евгений Сафонов. Среднесуточная динамика аудитории интернета также весьма схожа с динамикой аудитории телевидения. Пик активности в обоих случаях приходится на промежуток времени между 20:00 и 22:00.
Если говорить об интернет-аудитории, то многие участники конференции, представители рынка e-commerce, отметили, что качество казахстанской аудитории и ее активность в сети неуклонно растут. Пользователи все больше проводят времени в интернете, все чаще используя для этого мобильные устройства. Именно в связи с этим отечественным интернет-магазинам настоятельно советуют не забывать о мобильной интернет-аудитории, и создавать сайты, удобные в работе с мобильных устройств.